Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие крепостного права в России.






Закрепощение крестьян было необходимо землевладельцам, так как труд крепостных был основой существования феодального общества.

Судебник 1497 года удовлетворил требование господствующего класса, законодательно оформив повсеместное закрепощение крестьянства, что способствовало беспрепятственному развитию основного экономического закона феодализма, главные черты которого состоят примерно из следующего: “присвоение феодалам своего паразитического потребления прибавочного продукта путем эксплуатации зависимых крестьян на основе собственного феодала на землю и неполной собственности его на работников производства - крепостных”.

Ст. 57 Судебника, озаглавленная “О христианском отказе”, являлась крупнейшим этапам в оформлении крестьянской зависимости. Она юридически оформила прикрепление крестьян к земле и прежде всего узаконивала общий для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому (установление правила Юрьева дня)

Выплата “пожилого”, т.е. платы за пользованием двором являлась обязательной для всех крестьян, независимо от наличия ли отсутствия у этого крестьянина задолженности по отношению к землевладельцу. Размер “пожилого” различался в зависимости от того, находился ли двор в степной, т.е. более приходной для хлебопашества, или лесной полосе. “дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина”.

Развитие и укрепление феодального строя шло также за счет превращения в феодально-зависимых несвободного населения – холопов. Развитие оброчной системы и внутреннего рынка делало труд холопов все более невыгодным.

В связи с этим конец XIV и особенно XV века знаменуется массовыми отпусками холопов на волю, ограничением количества источников холопства и изменением правового положения холопов.

По своему положению холопы не являлись однородной массой. Их можно разделить на две основные категории: холопы “большие” и холопы полные, докладные.

Судебник ограничил источники полного холопства и установил обстоятельства, освобождающие от него.

Нормами Судебника 1550 года было отменено рабство за долги, подтверждено правило Юрьева дня, но при этом была увеличена плата за " пожилое". В статьях имело место также прикрепление к тяглу посадских людей.

В 1581 году Иваном IV был издан первый Указ о " заповедных летах", запрещающий переход крестьян в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Ноябрьским Уложением царя Федора Иоанновича 1597 года был установлен пятилетний срок сысков беглых крестьян и пожизненная служба по кабалам.

1649 год. Полное запрещение переходов крестьян, включая и " Юрьев день". Прикрепление к личности владельца, а не к земле. Запрещен выход из городского сословия. Окончательное оформление крепостного права (Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 года)

Прикрепление крестьян к земле продолжилось составлявшимися в 50― 90 гг. XVI в. писцовыми книгами, которые стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян (В 1601 году был установлен запрет перехода крестьянам. записанным в писцовых книгах 1592 - 1593 гг. (Указ Бориса Годунова)) С конца XVI в. начали издаваться указы об " урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (В 1642 году срок давности исков о вывезенных крестьянах был увеличен до 15 лет, а беглых крестьян до 10 лет (Указ Михаила Федоровича (Романова)). А в 1646 году срок давности по искам о беглых и вывезенных крестьянах был вовсе отменен Указом Алексея Михайловича.) Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее " урочные лета" и правило Юрьева дня, а также устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление крестьян к земле развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным).

Таким образом, важнейшие законодательные акты конца XV- середины XVII вв. часто затрагивали вопросы крепостничества, а именно устанавливали ряд мер на пути закрепощения крестьянства в целях реализации интересов правящего класса.

Реформы центрального государственного аппарата в XVIII в. Протекают процессы дальнейшей централизации властных структур. Вследствие отмирания Боярской думы в конце XVII – начале XVIII вв. возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и, наконец, Сенат. Правительствующий Сенат был учрежден Петром I в 1711 сначала как временный орган, который был призван замещать царя во время Прусского похода. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже посредством двух дополнительно принятых указов, из которых стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом (существовал до 1917 года). Сенат издавал законодательные акты, но которые были ниже указов царя; обладал административными полномочиями; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за самим Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, потом специальные гвардейские офицеры, потом обер-прокурор. Первоначально Петр I назначил 9 сенаторов, позже их число значительно увеличилось, в Сенат по должности входили канцлер, президент военной коллегии, президент адмиралтейств-коллегии. Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство.

Решения принимались коллегиально и только единогласно. При Екатерине I и Петре II многие управленческие функции Сената осуществлял Верховный тайный совет, а при Анне Иоанновне – Кабинет министров. Только в 1741 Елизавета Петровна, упразднив Кабинет министров, вернула управленческие и административные функции Сенату. В 1763 по повелению Екатерины II была проведена реформа Сената. Он был разделен на 5 департаментов, 2 из которых были переведены из Санкт-Петербурга в Москву. Первый департамент осуществлял внешнеполитические, законосовещательные, высшие административные функции. На остальные департаменты Сената были возложены судебные полномочия. Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились стольники. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров, новые принципы их формирования закрепила Табель о рангах 1722 г. Святейший Синод сначала задумывался как одна из коллегий, Духовная коллегия, однако позже его статус был повышен, он сравнялся по значению с Сенатом. Члены Синода, церковные иерархи, назначался царем, который т.о. фактически стал главой Русской православной церкви. Оперативное руководство делами Синода осуществлял светский чиновник, обер-прокурор. Т.о. Русская православная церковь стала частью российского государственного аппарата. В 1717 начинается замена приказов коллегиями. За образец при создании коллегий Петр I взял устройство шведских органов центрального управления. Фактически коллегии стали работать в 1718-1719. В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. 50 приказов заместили 12 коллегий. Коллегии: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Военно-морская (адмиралтейская) коллегия – важнейшие коллегии, Камер-коллегия (финансовая коллегия, ведавшая сбором государственных доходов), Штатс-контор-коллегия (финансовая коллегия, ведавшая государственными расходами), Ревизион-коллегия (финансовая коллегия, ведавшая ревизией государственных финансов), Берг-коллегия (экономическая коллегия, занимавшаяся горными делами), Мануфактур-коллегия (экономическая коллегия, занимавшаяся легкой промышленностью), Коммерц-коллегия (экономическая коллегия, занимавшаяся торговлей), Юстиц-коллегия (юридическая коллегия, занимавшаяся вопросами юстиции), Вотчинная коллегия (юридическая коллегия, занимавшаяся судебными делами по землевладению), Святейший Синод (Духовная коллегия) (церковные дела). Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения. В основе организации деятельности коллегий стоял коллегиальный принцип управления. Коллегии возглавлялись президентами, которые не единолично руководили коллегами, а были как бы " первыми среди равных", хотя фактически властные полномочия концентрировались именно у президентов коллегий. В состав коллегии, помимо президент и вице-президента, входили советники и асессоры, все они имели право голоса на заседании коллегии. При коллегии (но не членами коллегии с правом голоса) состояли также технические работники: коллежские секретари, коллежские регистраторы, коллежские переводчики. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. Преобразование системы государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стольников, стряпчих и других чинов. В ходе создания новых управленческих органов, появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.