Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация третейского производства в Российской Федерации






 

Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды. Условия, порядок и последствия передачи гражданско-правовых споров, подведомственных арбитражным судам, определены АПК РФ (ст. 4, 31, п. 5, 6 ст. 148, п. 3 ст. 150 и др.).

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ст. 4 АПК РФ).

 

Сравнительный анализ приведенных норм ГК РФ и АПК РФ позволяет делать вывод о том, что из различных дел, подведомственных арбитражному суду, могут быть переданы на разрешение третейского суда лишь споры, возникающие из гражданских правоотношений между юридическими лицами (организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя).

Споры гражданско-правового характера, возникающие (возникшие) между гражданином (физическим лицом) и юридическим лицом (организацией), по общему правилу не подпадают под данное положение.

 

Кроме третейских судов, разрешающих гражданско-правовые споры между гражданами, экономические споры гражданско-правового характера между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, законодательством предусмотрены третейские суды для разрешения споров в сфере международных торговых и иных внешнеэкономических отношений.

 

Третейская форма защиты прав путем разрешения гражданско-правовых споров является альтернативной к государственной судебной защите. Сами третейские суды представляют негосударственные (общественные) юрисдикционные органы, наделенные правом на разрешение гражданско-правовых споров. Сущность третейского разбирательства споров, вытекающих из гражданских правоотношений, заключается в том, что стороны (субъекты) правоотношения по взаимному согласию доверяют рассмотрение и разрешение возникшего или могущего возникнуть спора третьему избранному (или назначенному ими в качестве судьи лицу и обязуются подчиниться его решению по существу спора). «Тем самым они отказываются от государственного правосудия и выводят споры из юрисдикции государственных судов. Действующие в качестве негосударственного механизма разрешения споров, третейские суды, по сравнению с государственными арбитражными судами, предоставляют участникам спора ряд преимуществ: отсутствие публичности, формализма, удобство для сторон по времени, месту рассмотрения спора, по срокам, по экономичности и т. д. Третейскому производству характерны доверительность, возможность выбора судей самими сторонами, конфиденциальность.

 

Действующий федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации. Однако его действие не распространяется на международный коммерческий арбитраж (ст. 1).

Закон установил, что в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (ч. 2 ст. 1).

В соответствии со ст. 3 Закона в Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующие третейские суды, т. е. институциональные. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами, порядок образования которых определяется по их соглашению.

Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения федерального закона (ст. 8–14), а правила третейского разбирательства определяются в соответствии со ст. 19 данного закона.

Постоянно действующие третейские суды (органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора) могут создаваться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах.

 

В законе оговаривается, что постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

а) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

б) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

в) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.»

 

Из постоянно действующих следует выделить в качестве наиболее широко распространенных постоянно действующие третейские суды при региональных Торгово-промышленных палатах и биржевые арбитражные комиссии. Биржевая арбитражная комиссия согласно ч. 2 ст. 20 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий другие функции третейского суда.

 

Порядок организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяется правилами, утверждаемыми организацией – юридическим лицом, образовавшим конкретный постоянно действующий третейский суд. Под правилами понимаются положения, уставы, регламенты и другие документы, устанавливающие порядок рассмотрения споров третейским судом.

 

Основанием для передачи спора на разрешение третейского суда является соглашение сторон о передаче спора третейскому суду. Согласно ст. 5 Федерального закона, соглашение о передаче спора третейскому суду – это соглашение сторон о передаче третейскому суду всех или определенных категорий споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение заключается в письменной форме. Соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения.

Ссылка на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением, при условии что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

 

Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору судом.

 

В соглашении о передаче спора третейскому суду по крайней мере должны быть указаны: наименование сторон, предмет спора, наименование третейского суда, место и время соглашения сторон. При несоблюдении норм, предусмотренных в законодательстве, соглашение признается незаключенным.

Односторонний отказ от соглашения не допускается. Стороны могут аннулировать его лишь по взаимному соглашению.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о действительности соглашения и о своей компетенции рассматривать переданный на его рассмотрение спор, в том числе по заявлению сторон, в начале разбирательства спора на заседании третейского суда. Если третейский суд признает отсутствие соглашения сторон, свою некомпетентность, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.

 

Вопросы принятия искового заявления, формирование состава третейского суда, разбирательства спора, вынесение решения регламентируются правилами, установленными в соответствующих положениях и правилах о постоянно действующем третейском суде. Федеральный закон о третейских судах содержит правила общего и отсылочного характера, в частности, в нем указано, что число третейских судов должно быть нечетным (ст. 9), третейский суд образуется в составе трех судей при отсутствии иного соглашения сторон (ст. 9); стороны сами определяют судей. Третейским судьей может стать только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи и т. д. (ст. 8). Более конкретно и детально процедура назначения третейских судей в постоянно действующих третейских судах регулируется правилами, установленными в регламентах соответствующих третейских судов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.