Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Экономические реформы Хрущева






Высокие темпы роста экономики, достигнутые страной в четвертой пятилетке (1946-1950 гг.), снизились в пятой пятилетке (1951-1955). Экстенсивно развивавшаяся экономика работала на пределе своих возможностей. В 1956 г. к советскому руководству пришло осознание необходимости реформирования экономики. Тогда, как и ранее, в экономическую политику вмешалась идеология. Молотов считал, что в СССР продолжается строительство основ социализма, и необходим курс на централизацию экономики, который разрабатывала Госкомиссия во главе с Первухиным. Хрущев же заявил о победе социализма и переходе к коммунизму, а в экономике взял курс на децентрализацию.

Экономическая политика Хрущева в промышленности была направлена на преодоление отраслевого монополизма, которое мешало комплексному развитию регионов.

Доклад Хрущева на Пленуме ЦК КПСС в феврале 1957 г. послужил основой для принятия постановления «О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством». В целях оперативного решения задач на местах этим постановлением создавались экономические административные районы, которые возглавили Совнархозы вместо ликвидируемых отраслевых министерств. Под Совнархозы был сверстан и новый план экономического развития страны - семилетка 1959-1965 гг. (вместо седьмой пятилетки).

С 1962 г. в соответствии с запиской Хрущева, поданной в Президиум ЦК КПСС «О перестройке партийного руководства промышленностью и сельским хозяйством», все руководящие органы страны подверглись реорганизации по производственному принципу. Вместо территориальных создавались промышленные и сельские партийные и комсомольские органы, профсоюзы, Советы и их исполкомы.

В сельском хозяйстве была предпринята попытка повсеместного насаждения посевов кукурузы вместо травопольной системы, отрабатывавшейся веками в условиях недостатка удобрений. В 1958 г. были ликвидированы МТС, технику должны были выкупить колхозы. Проводилась политика ограничения личных подсобных хозяйств.

Однако засевание полей кукурузой, не дававшей ожидаемых урожаев в северных широтах и снижение поголовья скота из-за массового забоя населением, привело к дефициту продовольствия.

Смещение капиталовложений в сторону тяжелой промышленности вызвало дефицит товаров народного потребления.

В результате дезинтеграции управления, низкой эффективности производства и завышения валовых показателей наблюдалось снижение эффективности производства. Совнархозы пришлось срочно укрупнять, фактически превращая их в министерства.

В 1962 г. был допущен дефолт по внутренним обязательствам - отказ платить по облигациям, распространяемым среди населения по принудительной подписке.

Радикальные преобразования народного хозяйства, предпринятые Хрущевым, по мнению академика Абалкина, не могут считаться реформами ввиду их спонтанности и отсутствия самой цели реформирования[28]. Их итогами оказался надвигающийся экономический кризис в стране.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.