Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод типологического анализа






В качестве теоретического посыла попытаемся дать определение специализированной газетной прессы, исходя из ее главных типологических особенностей.

Специализированная газетная пресса, в отличие от универсальной (для всех), имеет своим целевым назначением более определенные аудиторные группы, сегментированные по социально-демографическим признакам и интересам в различных сферах жизнедеятельности человека, что соответствует широкой проблемно-тематической модификации типов этого вида изданий и специфичности ее социальных функций.

Из этой формулировки видно, что в качестве типообразующих признаков для специализированной газетной периодики мы принимаем следующие:

· целевое назначение (адресность) [Ц];

· запросы определенных аудиторных групп [А];

· социально-демографическая и проблемно-тематическая направленность (содержание) [С];

· специфика социальных функций [Ф].

Схематично структуру типообразующих признаков издания можно изобразить следующим образом:

Рис. 28

Из схемы видно, что цели издания зависят от запросов аудитории и реализуются в проблемно-тематической, содержательной структуре и социальных функциях.

Здесь намеренно исключен один из важных типообразующих признаков, присутствующий почти у всех типологов прессы, а именно «учредитель» (владелец, издатель, субъект-организатор). Ранее уже отмечалось, что для многих типов периодической печати характеристики этого параметра не имеют определяющего значения, т.к., если иметь в виду прибыльность коммерческих СМИ или имиджевую эффективность масс-медиа, деньги в издание может вложить любое юридическое или физическое лицо. С другой стороны, если посмотреть на перечень типов газетных изданий того же А.Н. Алексеева, можно невооруженным глазом заметить, что, например, пресса политических партий, профсоюзная, отраслевая непосредственно связана со своим «учредителем»: партией, профсоюзом, ведомством. В остальных типах газетных изданий такая связь не всегда очевидна. Владельцами основной части СМИ стали олигархические группы, не имеющие прямого отношения к масс-медиа и использующие их лишь в качестве инструмента борьбы со своими оппонентами в сфере бизнеса, вне зависимости от того, являются ли оппоненты представителями других бизнес-групп или они представляют собой государственные органы и организации. Или, например, кого из «учредителей» можно со всей очевидностью идентифицировать по роду его деятельности как «лицо», непосредственно «предназначенное» для издания таких типов прессы, как бульварная, рекламная, юмористическая, эротическая, для дома и семьи и др.? Здесь непосредственной связи «учредителя» и типа издания быть не может.

Вместе с тем, в некоторых специализированных изданиях «параметры» «учредитель» и «целевое назначение» тесно коррелируют между собой. Например, женскую, детскую, молодежную, ветеранскую прессу наряду с другими – «опосредованными» учредителями, могут издавать различные общественные организации, имеющие непосредственное отношение к этой социально-демографической сфере деятельности. Это же можно сказать о многих изданиях, целевым назначением которых являются интересы различных аудиторных групп в различных сферах деятельности. Здесь «непосредственное» (легко идентифицируемое) «учредительство» в большинстве своем связано не только с общественными организациями (правозащитные, автолюбительские и др.), но и с соответствующими бизнес-группами.

Параметры «целевое назначение» и «запросы определенных аудиторных групп» также тесно коррелируют между собой. Для эмпирических исследований это «качество» вышеназванных типообразующих признаков, являющееся характерным именно для специализированной прессы (в отличие от универсальной), представляет в методическом плане определенные преимущества, т.к. «адресность» того или иного специализированного издания предполагает «узнаваемость» в более определенных чертах «своих» читательских групп.

«Социально-демографическая и проблемно-тематическая направленность» (область информационного внимания, предмет отражения) является типообразующим признаком, непосредственно вытекающим из первых двух. Главным образом, именно этот параметр выступает в качестве инструмента классификации специализированной прессы. С точки зрения эмпирического анализа он является наиболее информативным.

Здесь просматривается два «подпризнака» - социально-демографический и проблемно-тематический. И хотя они поставлены в один ряд, эти «подпризнаки» не являются равнозначными. Они характеризуют в рамках специализированной прессы разные типы изданий и, взаимодействуя между собой, могут играть разные роли – ведущего или ведомого.

Если при целевой (концептуальной) типологизации (типологическом проектировании) субъект-организатор ориентируется на запросы таких аудиторных групп, как детская, молодежная, женская, мужская, люди старшего возраста (пенсионеры, ветераны), то ведущим «подпризнаком» выступает социально-демографический, а ведомым – проблемно-тематический. Сами издания социально-демографического типа могут быть как политематическими (с определенным набором отраженных проблем), так и монотематическими, где высвечивается лишь одна проблемно-тематическая линия в сфере жизнедеятельности выбранного социально-демографического объекта. Например, специализированные издания, нацеленные на женскую аудиторию, могут иметь самый широкий тематический спектр того, что интересует современную женщину (политематические), а могут сосредоточить свое внимание на гендерной, феминистской, косметической, оздоровительной, фотомодельной и даже автолюбительской (журнал «Леди за рулем») проблематике (монотематические).

Если же субъект-организатор специализированного издания ориентируется на интересы аудиторных групп в области их жизнедеятельности, в т.ч. увлечений, то ведущим становится проблемно-тематический «подпризнак», а ведомым - социально-демографический. Такой тип издания, как правило, является монотематическим. Например, газеты спортивной проблематики (ведущим является объект отражения - спорт) ориентируются на аудиторные группы любителей спорта, которые представлены в самом широком социально-демографическом спектре. В то же время, если «спорт» принимать за объект отражения, то в рамках его существует множество предметов отражения в зависимости от видов спорта и, соответственно, выявляется более предметная специализация в виде футбольных, хоккейных, шахматных и других изданий. Ниже идут узкоспециализированные издания (в основном журнального вида), рассчитанные на профессионалов: спортсменов, тренеров, спортивных менеджеров, селекционеров, медиков и т.п.

Следующий типообразующий признак – «специфика социальных функций» основывается на вышеприведенной функциональной шкале А.Н. Алексеева, полученной эмпирическим путем. Следует согласиться с выводами исследователя об особой важности этого параметра для типологического анализа. Из приведенных им тринадцати социально-информационных функций, мы гипотетическим путем отобрали лишь те, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени характеризуют тип специализированной прессы.

Продемонстрируем свои предположения, рассматривая все функции методом исключения/утверждения, выбирая из них соответствующие в большей степени именно специализированной прессе. При этом мы исходим из того, что подавляющее большинство специализированных газет являются еженедельниками (реже меньшей периодичности - двухнедельник, ежемесячник).

Функция информирования о событиях (оперативно-новостная) при этом становится второстепенной для специализированных газет, т.к. даже такие «событийные» сферы жизнедеятельности и групповых интересов аудитории, как спорт, криминал и т. п. оперативно освещаются, прежде всего, в новостных программах радио, телевидения, в ежедневной универсальной прессе. Оперативно-новостную информационную функцию в специализированных газетах и журналах заменяет обзорная функция, с помощью которой «суммируются» те или иные события, произошедшие в данной сфере читательского интереса за обозреваемый период, соответствующий периодичности издания.

Несомненно, для специализированных газет и журналов характерна аналитическая функция, направленная на более глубокое удовлетворение интересов читательских групп в той или иной сфере. Эта функция в жанровом аспекте реализуется в основном в виде корреспонденций о локальных событиях, постсобытийных комментариев или более масштабных статей.

К двум вышеназванным функциям тесно примыкает просветительская функци я, задача которой расширить и углубить познания групповой аудитории в сфере ее интересов, увлечений. Это могут быть (в зависимости от типа специализированного издания) научно-популярные статьи, интервью/беседы специалистов, зарисовки, очерки о выдающихся людях в интересующей читателей сфере жизнедеятельности/интересов.

Для специализированных изданий в силу их большей аудиторной избирательности более адресными становятся такие функции, как справочно-консультационная и рекламная. Именно в специализированной прессе справки (где, что, когда) и консультации специалистов (как) являются неотъемлемым структурным элементом большинства изданий. Реклама в специализированных газетах, хотя и ограничена определенным социумом (женщины, пенсионеры, молодежь) или рамками определенных групповых интересов, однако более целенаправленна, чем у «всеядных» (в рекламном смысле) универсальных изданий и гораздо более эффективна с точки зрения рекламодателей.

Развлекательная (рекреативная) функция не является, по нашему мнению, определяющей для типологической характеристики специализированных газет. Для этого существует огромное множество изданий таблоидного типа. Однако, с точки зрения издателей, «добавки» в виде кроссвордов, анекдотов и т. п. способствуют привлечению новых читателей, поэтому эта функция в той или иной степени присутствует в специализированных газетах, особенно социально-демографической направленности, где она иногда становится даже приоритетной.

Функциями ограниченного действия для специализированной прессы являются: функция документирования (публикация официальных документов – правительственных, административных, общественных, касающихся объект-предметной сферы действия данного специализированного издания); мобилизационная функция (присуща в большей степени партийной прессе, но может проявляться и в специализированных изданиях социально-демографической ориентации, издаваемых соответствующими общественными и общественно-политическими организациями); контактная (в большей степени характерна для определенных типов специализированных изданий, связанных с различными коллекционерами (книголюбами, филателистами, нумизматами и т.п.).

Таким образом, для типологического анализа специализированных газет мы выделяем следующие социальные функции в порядке их приоритетности:

1. обзорная, аналитическая, просветительская;

2. справочно-консультационная, рекламная;

3. развлекательная (рекреативная);

4. документирования, мобилизационная, контактная.

Помимо типообразующих признаков – целевого назначения (адресность), запросов определенных аудиторных групп, социально-демографической и проблемно-тематической направленности, специфики социальных функций, - для типологической характеристики важны и такие параметры (типологические признаки), как объем, формат, тираж, периодичность, ареал распространения, система оформления, иллюстрации, жанровая палитра, язык и стиль текстов. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает словарный состав того или иного специализированного периодического издания, вернее, та его часть, которая по терминологии, заимствованиям из других языков, сленгу в наибольшей степени присуща именно этому типу изданий (например, спортивные издания в специфической части своего словаря будут отличаться от криминалистических, автомобильных или садово-огородных).

Суммируя вышесказанное, попытаемся отобразить взаимосвязь типообразующих и типологических признаков графически:

Рис. 29

 

Где: СГ - тип специализированной газеты; Ц – целевое назначение; А – запросы определенных аудиторных групп; Ф – социальные функции; С – социально-демографическая и проблемно-тематическая направленность (содержание).

 

Определяющим типообразующим признаком являются «запросы определенных аудиторных групп» [А]. Этот признак включает в себя следующие параметры: возраст, пол, социальное положение, образование, сфера деятельности, потребности и увлечения, место жительства, язык.

«Запросы определенных аудиторных групп», в свою очередь влияют на выработку целевой концепции издания, его назначение (адресность) [Ц]. Этот типообразующий признак включает в себя учредителей (собственников, издателей), структуру редакции, авторов, экономические параметры, а также объем, формат, периодичность, тиражность, оформление, жанры, язык и стиль текстов.

Социальные функции и их специфику относительно специализированных изданий мы подробно рассмотрели выше.

Самой сложной для идентификации относительно специализированной прессы является ее четвертая типообразующая составляющая – «социально-демографическая и проблемно-тематическая направленность» (объект/предмет отражения, содержательная структура) [С]. Именно по этому признаку, в силу его информативности, определяется, классифицируется то или иное специализированное издание. Но если социально-демографические параметры аудитории дают четкое и ясное представление о типе издания (по возрасту: детское, молодежное, для людей старшего возраста; по полу: женские, мужские), то специализация газет в области любительских интересов различных аудиторных групп в различных сферах жизнедеятельности имеет далеко не четкие границы, в силу необъятности объект/предметного содержания, как окружающего природного мира, так и социума. По этому параметру большинство исследователей выделяют деловую (в т.ч., профессионально-отраслевую), аграрную, экономическую, национально-этническую, культурно-просветительскую, педагогическую (образовательную), семейную, спортивную, медицинскую, конфессиональную (религиозную), криминалистическую, эротическую, юмористическую прессу, а также прессу любительских увлечений (сад и огород, охота и рыбалка, кулинария, автомобили, видео, компьютеры, филателия, нумизматика и др.)

Необходимо отметить, что все перечисленные типы специализированной прессы не могут входить в единый классификационный ряд, т.к. имеют «этажи» специализации.

С точки зрения нашей шкалы типообразующих признаков к виду специализированной прессы напрямую нельзя отнести такой тип прессы, как культурно-просветительская, например, т.к. само понятие культуры еще более многогранно, чем политика. Обычно эти издания тяготеют к универсальным.

Эту методику типологического исследования с необходимыми рабочими коррективами можно применять и по отношению к другим средства массовой коммуникации.

 


1 Саламон Л. Всеобщая история прессы. Пер. с нем. – СПб., 1909. С.20.

1 См.: История печати: Антология. – М., 2001. С. 3-64.

1 Платон. Государство //Соч. в 3-х тт. Т.3, ч.1. М., 1971.

1 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1964. С. 48.

1 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. –М., 1998.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. –М.: Мысль, 1990.

1 Катков М.Н. О печати. –М., 1905. С. 47-48.

2 Юм Давид. Сочинения. В 2 т. Т. 2. –М., 1964.

1 См.: Четыре теории прессы /Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. –М., 1998. С. 74-75.

1 См.: Четыре теории прессы /Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. –М., 1998. с. 74-75.

2 Там же. С. 76.

1 Вейтлинг В. Гарантии гармонии и свободы». –М.-Л., 1962.

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 206, 266.

2 Там же. С. 44.

3 Там же. С. 167.

4 Там же. С.6.

5 Там же. С. 27.

6 Там же. С. 168.

1 Ленин В.И. ПСС. Т. 2. С. 107.

2 Там же. Т. 6. С. 206.

3 Ленин В.И. ПСС. Т.30. С. 126.

4 Там же. Т. 41. С. 127.

1 Там же. Т. 37. С. 391.

2 Там же. Т. 35. С. 54.

3 Там же. Т. 12. С. 100.

1 Мильтон Дж. Указ. соч. С. 41.

2 Там же. С. 38.

1 Четыре теории прессы /Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. –М., 1998.

2 Там же. С. 16.

1 См.: Корнилов Е.А. Социокультурные модели журналистики //Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999. С. 75-78.

1 Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати: Антология. –М., 2001. С. 135.

1 Саламон Л. Указ. соч. С. 137-138.

1 Цит. по: Четыре теории прессы… С. 35.

2 Там же. С. 209-210.

1 Цит. по: Четыре теории прессы… С. 211.

1 Четыре теории прессы… С. 119-120.

1 Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2005. С. 34.

2 De Fleur M.L., Ball-Rokcach S. Teories of mass Communication. L., 1989. P. 163.

1 Поробно см.: Бакулев Г.П. Указ. соч. С. 40-43.

1 Четыре теории прессы. С. 112.

2 Там же. С. 126-127.

1 Цит по.: Я.Н.Засурский. Буржуазные теории журналистики: истоки, тенденции развития. // Буржуазные теории журналистики. М., 1980.- С. 28.

2 См.: Бакулев Г.П. Указ. соч. С.22.

1 Бакулев Г.П. Указ. соч. С. 23.

2 McQuail D/ Mass Communication Theory: An Introduction. L., 1987. P. 115-118.

 

1 См.: Бакулев Г.П. Указ. соч. С.17.

1 См.: Бакулев Г.П. Указ. соч. С.27-30.

1 Саламон Л. Всеобщая история прессы. Пер. с нем. – СПб., 1909. С.20.

1 Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982.-С.8.

[2] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, метод. М., 1972.-С.190 – 191.

3 Там же. - С. 186 – 187.

1 Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002. – С. 100.

2 Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М., 1980. – С. 23.

1 Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999. – С. 36.

2 Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001. – С. 52.

3 Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории.Екатеринбург, 2000.–С.12.

1 Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М., 1981. – С. 58- 59.

2 Лисовский Н.М. Русская периодическая печать.1703 – 1900 гг. – Пг., 1915. – С. XII.

3 Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов// Вестник МГУ, сер.XI, Журналистика. 1973. № 3. – С. 31 – 32.

1 См.: Западов А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие// Вестник МГУ, сер.XI, Журналистика. 1977. № 3.

2 Есин Б.И. Русская газета второй половины XIX века: Автореф. дисс… докт. филол. наук. М., 1973. – С. 25 – 26.

3 Бочаров А.Г. Указ. статья. – С. 31-32.

4 Корнилов Е.А., Акопов А.И. Классификация в теории и практике журналистики//Филологические этюды. Сер.: Журналистика. Ростов н/Д, 1975. – С. 29.

1 Акопов А.И. Периодические издания: Учебно-метод. пособие. Ростов н/Д, 1995. – С. 36.

2 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985. – С. 11.

1 Акопов А.И. Указ. соч. – С. 51.

1 Типология периодической печати. М., 1995. – С. 52.

2 Станько А.И. Становление теоретических знаний в периодической печати России (XYIII в. – 60-х гг. XIX в.). Ростов н/Д, 1986. – С. 18.

1 Жирков Г.В. Советская крестьянская печать – один из типов социалистической прессы. Л., 1984. – С. 165.

2 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000. – С. 210.

1 Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999. – С. 38 – 39.

2 Корнилов Е.А. Указ. соч. – С. 41.

1 Система средств массовой информации России. М., 2001. – С. 5.

1 Четыре теории прессы/ Авт.: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. – М., 1998. – С. 192.

2 Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001. – С. 27 –28.

1 Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988 – 1997) // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 1999. № 1.- С. 7.

2 Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий.- С. 42.

3 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - С. 210-213.

1 Система средств массовой информации России. – С. 77.

2 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – С. 91 – 92.

3 Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии //Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 1998. № 3. – С. 21.

1 Система средств массовой информации России. – С. 50.

1 Тулупов В.В. Укз. Соч. – С. 52.

2 Там же. – С. 36.

1 Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000. – С. 108.

2 Там же.

3 Там же. – С. 143.

1 Там же. – С. 203.

1 Там же. – С. 206.

1 Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России… - С. 20.

1 Там же. – С. 28.

1 Эта методика была успешно апробирована в ходе работы над кандидатской диссертацией П.И.Чукова, посвященной типологии специализированных газет (научный руководитель Е.В.Ахмадулин): см.: Ахмадулин Е.В., Чуков П.И. К вопросу о типологии специализированных газет // Акценты. 2003. № 5-6. – С. 16 – 19.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.