Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология российских СМИ






За последние десять – пятнадцать лет в системе российских СМК произошли разительные перемены, связанные с изменениями в социально-политической структуре общества, с внедрением новых технологий, большей интеграцией российских СМИ, в отличие от предшествующих им советских, партийных средств массовой информации и пропаганды, в европейский рынок. Отсюда появление множества типологически новых изданий. Часть из них заимствована из западных моделей, другая является возрождением российских исторических традиций дореволюционной поры в сфере газетно-журнального дела, третья в какой-то мере черпает из опыта советского периода при определенной модернизации.

Система российской прессы, как отмечают авторы книги «Система средств массовой информации России», «приближается к европейской, частью которой она и является. За последние десять лет резко вырос информационный компонент российских СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация событий, публицистика в отличие от американской газетной фактографичности».1

В типологической системе российских СМИ имеются и другие существенные отличия от американской прессы, да и от европейской тоже. Это большой типологический отряд государственных СМИ, а также СМИ, подконтрольных государству за счет контрольного пакета акций (Газпром-медиа и др.), принадлежность многочисленных СМИ бизнес-структурам (алегархическим группам), для которых издательско-вещательный бизнес не является основным.

Другим существенным отличием российских СМИ от западных является

наличие большого типологического отряда специализированных газет. Американские исследователи различных систем СМИ отметили этот феномен в советской системе прессы. Уилбур Шрамм писал: «Для человека, привыкшего к американской прессе, советские газеты во многих отношениях выглядят странно и незнакомо. Прежде всего, эти газеты – специализированные. Наши газеты, по большей части, представляют собой прессу общего направления (с другой стороны, наша журнальная пресса более многочисленна и специализированна, чем советская). В Соединенных Штатах есть несколько профсоюзных газет, несколько религиозных газет, но все-таки большинство наших газет различаются только тем, что они большие или маленькие, ежедневные или еженедельные. В Советском Союзе почти половина всех газет специализируются на сельском хозяйстве. Почти двести газет предназначены для детей и юношества, есть пресса для военных, профсоюзная и фабричная пресса».1

Не будем спорить о верности/неверности приведенных цифр (т.к. очевидно, к сельским газетам отнесена вся районная печать), но сам типологический феномен в нашей газетной периодике подмечен верно. Он сохраняется и в значительной степени дополняется в системе современной российской прессы. Более того, роль и значение специализированной прессы повышается. «Если в советское время, - пишет А.А.Грабельников, - основное место занимала партийно-политическая печать, а отраслевые, литературно-художественные, научно-популярные издания находились как бы на втором плане, то в ходе перестройки и реформ политические издания были потеснены бурно растущей информационно-коммерческой прессой, отраслевой печатью динамично развивающихся секторов рынка…».2

По данным санкт-петербургских социологов, изучающих новую российскую прессу, к 1996 г. «процесс адресной и тематической дифференциации российской газетной прессы достиг своего апогея».1 Подчеркивая закономерность типологических модификаций, Е.А.Корнилов отмечает, что «дифференциация изданий – это их практическая специализация и обособление по тем или иным признакам, лежащим в основе природы печати».2

Е.П. Прохоров, говоря о движущих факторах формирования системы журналистики, подчеркивает, что для создания максимально полной, объемной, всесторонней и завершенной картины окружающей действительности, в системе «возникает множество изданий и программ, а внутри них – рубрик, страниц, рубриковых передач, которые обращены к различным сферам действительности». В этом процессе, по мнению ученого, важную роль играют нужды и запросы аудитории в соответствии с ее социальным положением, идейно-политическими ориентациями, потребностями и интересами в сфере информации, запросами и предпочтениями, уровнем и характером образования, другими демографическими признаками (возраст, пол и т. д.), среди которых для информационной политики изданий и программ в определенных ситуациях очень важны национальные, религиозные, региональные и т. д. Это разнообразие особенностей и соответственно нужд аудитории порождает огромное количество строго ориентированных изданий и программ, специально обращенных к конкретной аудиторной группе».

В самой системе СМИ Е.П. Прохоров выделяет универсальные издания, многопрофильные и специализированные, обращающиеся к одной проблемно-тематической линии и относительно локальной аудитории.3

Авторы учебного пособия «Система средств массовой информации России» специализированную печать так же относят к прессе «третьего типа», т.е. ориентированной на более узкие читательские аудитории и дающую информацию более ограниченного типа.1 При этом авторы вводят, на наш взгляд, весьма серьезное замечание, ограничивающее понятие «специализированная печать» как тип издания. Во многих видах общей тематической или иной общей специализации, - отмечают они, - «можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециальную, профессиональную и «точечную».

С.Г. Корконосенко также отмечает, что в журналистике существует деление на СМИ «для всех и обо всем» и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике)». «Специализированная периодика, - пишет он, - рассчитана на аудиторию с более или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса».2 Роль координат для определения специализированной прессы, по мнению С.Г. Корконосенко, играют, прежде всего, социально-демографические характеристики аудитории (пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.).

А.Н. Алексеев разделяет все газетные издания на политематические и монотематические. Последним, правда, он отказывает в типологической самостоятельности, мотивируя тем, что они по существу являются монотематическим вариантом или «ответвлениями» шести основных выделенных им газетных типов (общественно-политические, информационно-рекламные, массовой культуры, партийные, деловые и культурно-просветительные). Ученый утверждает, что объединять все виды монотематической прессы «в один заведомо гетерогенный тип (скажем, «специализированная газетная пресса»)… было бы уязвимым для критики решением».3 Однако здесь же он подчеркивает, что «удельный вес перечисленных специализированных видов прессы становится все более весомым в потоке российской газетной периодики».

Как видим, все, без исключения, исследователи выделяют специализированную прессу в отдельный вид периодики. Определяющими для этого вида прессы являются, по мнению ученых, два параметра: специализация по проблемно-тематической направленности и ориентация на определенную потенциальную аудиторию. При этом набор специализированных изданий имеет большой разброс, а их типологические характеристики страдают неопределенностью.

Действительно, как на определенной для различных изданий проблемно-тематической шкале, убывающей от «универсального» типа до «точечного» найти именно специализированное издание?

В современной российской системе журналистики, когда, казалось бы, пресса по-американски «просто появляется» и регулятором появления новых изданий является лишь информационный рынок, феномен специализации газет по социально-демографическим и проблемно-тематическим направлениям не только сохранился, но и типологически значительно расширился. К уже ранее существовавшим типам специализированных газет добавились большие отряды деловой, рекламной, аграрной, экологической, религиозной, женской, детской и другой газетной периодики. И этому есть свои причины.

Во-первых, многие специализированные газеты, пройдя определенную модернизацию в целях адаптации к новому информационному рынку, сохранили свой традиционный статус. Это относится, прежде всего, к отраслевым изданиям и в какой-то степени к бывшим комсомольским газетам, которые, по большому счету, сегодня с трудом можно отнести к «молодежкам» и в еще меньшей степени к изданиям специализированным на молодежной тематике.

Во-вторых, переход от вертикальной структуры прессы (в советское время) к горизонтальной структуре в значительной степени нивелировал понятия «центральная» и «региональная пресса». Поэтому, если раньше фактор

 

газетной специализации был присущ только центральным изданиям, то теперь он распространился на все регионы.

В-третьих (и в связи со вторым), конкуренция универсальной прессы на федеральном и особенно на региональном рынках информации довольно жесткая. Эта ниша давно заполнена. В нее входят сохранившиеся в регионах «старые» общественно-политические издания, местные приложения-вставки к федеральным газетам. В это же информационное пространство активно внедряются городские газеты местных новостей, в том числе «вечерки», издаваемые в административных центрах. Таким образом, традиционная универсальная пресса оказалась вовлеченной в кризисные процессы, в том числе связанные с неблагоприятными социально-экономическими факторами. В этих условиях издатели газет (вместе с ними социологи, психологи, маркетологи) ведут поиск новых ниш для продвижения информационной продукции путем сегментирования потребительского рынка, привлечения «своей» (хотя бы даже и узкой) аудитории. И естественно, что рассечение неопределенной массы читателей универсальных изданий и другой потенциальной аудитории идет по объективным характеристикам – пол, возраст, род занятий, доход и т.п., а также по интересу аудитории к тем или иным темам и проблемам.

С учетом платежеспособности населения, газетный вид специализированной прессы значительно дешевле журнального, с другой стороны, каждый издатель и редактор специализированной газеты (любого типа) явно или тайно мечтают раздвинуть границы специализации, вклиниться в нишу универсальных изданий для роста тиража и привлечения большего количества рекламодателей. Именно поэтому газетный подвид специализированной прессы прогнозируемо будет сохраняться в течение всего (неопределенного) переходного периода, в котором находится российское общество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.