Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Власть и управление






Чтобы сгладить впечатление от захвата престола Екатерине надо было стать популярной в широких кругах народа, действуя наперекор предшественнику, поправляя то, что им было испорчено. Петр III оскорбил ее национальное чувство; Екатерина должна была действовать усиленно в национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в Манифесте Екатерины. Так, популярная деятельность нового правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-дворянскому направлениям. Не будучи в состоянии согласить противоречивые задачи и не решаясь пожертвовать какой-либо в пользу остальных, Екатерина разделила их, каждую проводила в особой сфере правительственной деятельности. Национальные интересы и чувства получили широкий размах во внешней политике, которой был дан полный ход. Предпринята была широкая реформа областного управления и суда по планам передовых публицистов Западной Европы, но главным образом с целью занять праздное дворянство и укрепить его положение в государстве и обществе.

По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это елизаветинская Конференция при высочайшем дворе, Совет при высочайшем дворе Петра III, Непременный совет при Екатерине II. Последняя реформировала Сенат в 1763 году, прежде единое учреждение разделили на шесть департаментов, каждый из которых ведал определенным кругом дел. Сильно возросла роль генерал-прокурора - он теперь не только наблюдал за работой Сената. Но самостоятельно решал сенатские дела. Екатерина назначила на эту должность князя А.А. Вяземского, известного своей честностью и неподкупностью.

Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Ею стали управлять президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малой России. Тем и другим Екатерина Вторая назначила П.А. Румянцева, выдающегося полководца и государственного деятеля, человека решительного и энергичного.

Важный момент в политике «просвещенного абсолютизма» - созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Цель в созыве уложенной комиссии видна из слов самой Екатерины в «Манифесте о созыве уложенной комиссии и выборе депутатов»: «... начали сами готовить наказ, по которому должны поступать те, кому от нас повелено будет сочинить проект нового Уложенья.

И понеже наше первое желанье есть видети наш народ столь счастливым и довольным, сколь далеко человеческое счастие и довольствие может на сей земле простираться, для того дабы лучше нам узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа, повелеваем прислать... в первостоличный наш город Москву депутатов» Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып.5. М., 1989.

Для руководства работой по составлению нового Уложения и решения важнейших вопросов законодательства Екатерина написала «Наказ» Уложенной комиссии. Это политико-философское произведение стола своеобразной компиляцией текстов Монтескье (книга «Дух законов»), итальянского криминалиста Беккариа («О преступлениях и наказаниях»)., Бильфельда, Юсти и других европейских просветителей. Достаточно сказать, что из 507 статей «Наказа» тексты 408 статей были взяты у этих просветителей (294 заимствованы у Монтескье), причем на первый план выдвигалось обоснование самодержавно-крепостнического строя в России. Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками и подобными судебными доказательствами, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений. Самая обширная Х глава «Наказа» «о обряде криминального суда» почти вся взята из этой книги (104 статьи из 108). Сенат разослал «Наказ» по учреждениям, центральным и местным. Читать его велели только начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов-просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков. Послали своих депутатов также коллегии, Сенат и Синод. Крепостные крестьяне и духовенство представителей не получили.

В 20 главах «Наказ» говорит о самодержавной власти в России, о подчиненных органах управления, о хранилище законов (Сенате), о состоянии всех в государстве живущих (о равенстве и свободе граждан). «Наказ» возвещал, что равенство граждан состоит в том, что все подчинены были одинаковым законам, что есть государственная вольность, т.е. политическая свобода, и состоит она не только в праве делать все, что законы дозволяют, но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть.

Идеи просвещения находили отклик у части дворян и у депутатов разных сословий. Кроме того, созыв комиссии Давал Екатерине II возможность выяснить позиции и требования привилегированных и полупривилегированных сословий, способствовали укреплению народных иллюзий о «добром царе». Каждому депутату избиратели вручали наказ с изложением своих нужд и пожеланий.

Необходимость нового свода законов чувствовалась давно. После Соборного уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре Первом, в самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по подготовке текста нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве депутатов для законодательной работы высказывали публицисты и авторы проектов: Посошков, Голицын, Татищев. В 50-60-е годы составлялись списки депутатов. Наконец, в конце июля 1767 г., созвали Комиссию.

В декабре 1767 года заседания Комиссии в Москве прекратились и она была переведена в Петербург, где 18 февраля 1768 года в Зимнем дворце возобновила свою работы чтением и обсуждением законов о юстиции. Вообще при работе комиссии плана занятий установлено не было, предметы назначались случайно, вопросы сменялись неисчерпанные. Постепенно, с расширением поля обсуждения, Комиссия поднималась от местных подробностей к общим вопросам государственного порядка.

В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности крестьянской войны.

Одной из главных форм решения этих задач стала перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян как в деревне, так и в городе. Исключительную важность в этом отношении имели «Учреждения для управления губерний» 1775 г., разработанные и изданные сразу после разгрома Крестьянской войны 1773-1775 гг. Этот акт вносил важные изменения в структуру и функции правительственных учреждений в губернии и уезде, устанавливая единый принцип территориально-административного деления страны исходя из численности податного населения.

До реформы 1775 года губернаторы, провинциальные, уездные воеводы и их канцелярии осуществляли одновременно административные, судебные и финансовые функции. «Учреждения» же 1775 года создавали отдельные административные, судебные и финансовые учреждения в губерниях и уездах, тем самым значительно укрепляя и четко определяя функции чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма. Но, используя в реформе 1775 года буржуазный принцип «разделения властей», Екатерина II наполняла буржуазную форму органов управления самодержавно-крепостническим содержанием. Суд не только не контролировал деятельность администрации, на фактически подчинялся ей. Во всех учреждениях закреплялось господствующее положение дворян - чиновников, судей, администраторов, избираемых дворянскими сословными организациями или назначаемых губернаторами, Сенатом, императором.

Вторую, не менее важную сторону политики абсолютизма в сфере управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей, создание сословных организаций.

Чтобы правильно понять и оценить причины такой направленности политики абсолютизма, нужно помнить, что деления общества на сословия было одним из главных условий существования феодального строя и что формирование и развитие капиталистических отношений неразрывно связано с разрушением феодальных сословий, так как положение и роль классов буржуазного общества определяется их имущественным положением в производственных отношениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.