Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис советской государственности и распад СССР.






18.1. Преобразования начального этапа «перестройки»

(1985 -1988 гг.)

Вторая половина 1980-х гг. вошла в исто­рию нашей страны под названием «эпоха перестройки». Она была инициирована новым советским руководством во главе с М. С. Гор­бачевым. Целью реформ провозглашалось обнов­ление социализма, совершенствование его политической и эконо­мической системы. Но итоги перестройки оказались иными. Глуби­на и масштаб кризиса социализма советского образца, отсутствие продуманной в деталях программы преобразова­ний, неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура — все это привело к утрате реформаторами контроля над процессом ре­форм, краху социалистической системы и распаду СССР.

Курс на модернизацию социализма был провозглашен на ап­рельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. Одобренная тогда программа ускорения социально-эконо­мического развития страны предлагала более активное использо­вание достижений науки и техники в народном хозяйстве, при­оритетное развитие машиностроительного комплекса, расшире­ние прав предприятий, внедрение хозрасчета, укрепление поряд­ка и дисциплины на производстве и т. д.

Курс на продолжение экономических реформ был подтвержден XXVII съездом КПСС (1986 г.). На 12 пятилетку планировалось увеличить темпы роста национального дохода до 20-22%, промышленной продукции – до 21-24%, сельского хозяйства – вдвое. Не удалось избежать традиционного завышения предполагаемых результатов, например обещаний к 2000 г. в 2, 5 раза повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой или домом. Всерьез ставилась задача – догнать к 2000 г. США по уровню промышленного производства.

До 1987 г. новое руководство в качестве основного способа ускорения темпов экономического развития использовало административные меры. В частности, была сделана попытка перенести на гражданский сектор экономики методы управления, применявшиеся в военно-промышленном комплексе СССР. За образец управленческой структуры в правительстве была взята Государственная комиссия по военно-промышленному комплексу, объединявшая все министерства и ведомства этого профиля. По ее подобию были образованы специальные органы – Бюро Совета министров по машиностроению, затем – по топливно-энергетическому комплексу, химическому, агропромышленному комплексу, социальному развитию.

Еще одним примером попыток применения военно-административных методов управления экономикой было введение системы государственной приемки продукции на промышленных предприятиях по образцу военной приемки, действовавшей в оборонной промышленности. Реально эта мера привела только к образованию дополнительной бюрократической структуры.

Традиционным направлением реформаторской политики была борьба за укрепление трудовой дисциплины. Практически сразу после апрельского (1985 г.) Пленума было издано постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Производство водки и ликероводочных изделий в 1985-1986 гг. сократилось вдвое. Уничтожение виноградников в Грузии, Армении, Крыму нанесло огромный ущерб многовековой традиции виноделия в этих регионах. Хронический дефицит алкогольных напитков и карточная система их распределения привели к массовому самогоноварению. Был нанесен катастрофический удар по бюджету. Недополученные казной средства составили в 1985 г. 60 млрд руб., в 1986 г. – 38 млрд, в 1987 г. – 35 млрд, в 1988 г. - 40 млрд.

Еще одна черта, унаследованная командой М. С. Горбачева от предшествующего руководства, – демонстративная готовность преследовать коррупцию в государственном аппарате. Первый удар пришелся на внешнеэкономическое ведомство. Были арестованы некоторые люди из ближайшего окружения Л. И. Брежнева. Наиболее ярким воплощением антикоррупционных устремлений новой власти стала деятельность следственной группы Т. Х. Гдляна и И. В. Иванова в Узбекистане. Аресты затронули, по существу, всю партийно-государственную элиту республики. Разоблачение коррупции встретило поддержку широких слоев населения, превратившись в политический фактор.

Реальные перемены общественных настроений в стране начались с проведения политики гласности. На страницах периодических изданий развернулись бурные дискуссии о ситуации в стране, о выборе пути общественного развития, о «белых пятнах» в исто­рии советского общества. Гласность пробила брешь в идеоло­гической монолитности советской системы. Ожидание перемен создавало общий оптимистический фон. Молодой энергичный лидер вызывал доверие. В 1985 -1986 гг. произошло существенное обновление руководства страны. Председателем Совета министров СССР стал Н. И. Рыжков, министром иностранных дел – Э. А. Шеварднадзе. В высших органах партии укрепились позиции Е. К. Лигачева, А. Н. Яковлева, В. А. Медведева, Б. Н. Ельцина – людей, по-своему понимавших необходимость реформ. Постепенно обозна­чились главные направления перестройки: 1) политическая реформа; 2)экономическая реформа.

Основные направления политической реформы. Целью по­литических преобразований на первом этапе было провозглашено создание демократической модели социализма. Основные направления реформирования политической системы свелись к следующим:

- возрождение полновластия Советов в центре и на местах;

- отказ от однопартийной системы, переход к политическому плюрализму и строительству реального гражданского общества;

- создание правового государства, основанного на принципах разделения властей, парламентаризме, приоритете прав человека;

- обновление в условиях демократии федеративного устройства СССР.

Создание правового государства требовало изменения старого законодательства. В этот период были приняты законы о праве граждан на судебное обжалование действий администрации, о свободе прессы и СМИ, об общественных организациях, о въезде и выезде из СССР. Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи «за антисоветскую пропаганду», ограничения в отношении религиозных организаций.

Гласность привела в движение ши­рокие слои советской общественности. Возникли многочисленные общественные объединения и клубы в поддержку перестройки. В сентябре 1987 г. при Политбюро ЦК КПСС была со­здана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым в целях дополнительно­го изучения материалов, связанных с репрессиями 1930—1950-х гг. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-х гг., в том числе Н. И. Бухарин, А. И Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев. Одновременно реабилитировалась де­ятельность диссидентов- правозащитников.

В 1987 г. при организации выборов в местные Советы был про­веден политический эксперимент. Впервые с 1920-х гг. в ряде мест состоялись альтернативные выборы. Итоги эксперимента оказались следующими: избиратели в 9 раз чаще, чем на предыдущих выборах голосовали «против» депутатов в областные и краевые Советы; власти столкнулись с массовой неявкой на избирательные участки, в том числе «без объяснения причин». В частности, не состоялись выборы в 9 округах. Это были первые раскаты приближающихся политических бурь.

Изменения в жизни страны повлекли за собой размежевание граждан на сторонников и противников преобразо­ваний. Этот политический разлом затронул все слои советского общества. В стране стали появляться оппозиционные партии и дви­жения. Однако доминирующее положение КПСС делало невозможной сколько-нибудь заметную конкуренцию с ней новых политических сил. Широкий общественный резонанс вызвала отставка в ок­тябре 1987 г. популярного тогда в народе Б. Н. Ельцина с поста первого секретаря Московского городского комитета КПСС.

Состоявшаяся в июне 1988 г. XIX Всесоюзная партийная конфе­ренция обсудила ход перестройки в стране. Она объявила целью по­литической реформы создание «правового социалистического госу­дарства». Конференция рекомендовала внести ряд изменений в государственную систему страны.

В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял законы об изменении структуры высших органов государственной власти и избира­тельной системы. В соответствии с ними учреждался новый орган — Съезд народных депутатов СССР, а Верховный Совет реорганизо­вывался в постоянно действующий парламент. Выборы отныне дол­жны были проводиться исключительно на альтернативной основе.

Перемены в общественно-политическом строе СССР расколо­ли КПСС. Ослабление партии в совокупности с неудачами экономи­ческого реформирования и ростом межнациональной напряжен­ности привело на рубеже 1980 — 1990-х гг. к глубокому кризису советской государственности, дестабилизировало всю систему го­сударственного управления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.