Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформирование управления экономикой. Реорганизация управления экономикой проходила в несколько этапов:






Реорганизация управления экономикой проходила в несколько
этапов:

Первый этап (1954 г.) - рационализация существующих структур
(сокращение количества министерств и численности аппарата, упразднение промежуточных звеньев внутри министерств, создание четырехзвенной цепочки управления: главк - управление – отдел – сектор).

Второй этап (1957 г.) - замена прежних структур новыми в связи с переходом к территориальному принципу управления (упразднение министерств, создание региональных совнархозов).

Третий этап (1962 – 1963 гг.) - фактическое воссоздание централизованной системы управления (сокращение численности совнархозов, образование BСHX и ряда госкомитетов с функциями упраздненных министерств).

В 1957 г. был осуществлен переход от отраслевого к территориальному принципу управления экономикой. В Москве сохранилось лишь 8 отраслевых министерств; на месте других были сформированы небольшие государственные комитеты с координирующими функциями. В регионах создавались территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Общее количество совнархозов сначала составляло 105, из них 70 были образованы в РСФСР, 11 – на Украине, 9 – в Казахстане, 4 – в Узбекистане, по одному – в остальных союзных республиках. В Российской Федерации границы совнархозов совпадали с автономными республиками, краями и областями.

Республики получили большие административно-хозяйственные полномочия, в частности, в их ведение было передано более 11 тыс. предприятий союзного уровня. Совнархозы подчинялись правительству своей республики и были в значительной степени автономны в руководстве предприятиями, стройками и учреждениями регионов. При этом по-прежнему осуществлялось централизованное планирование. Госплан СССР был не только сохранен, но и расширен.

В руководство совнархозов входили председатель совнархоза, его заместители, начальники отраслевых управлений и отделов, позднее к ним присоединились директора крупнейших предприятий и строек. При совнархозах работали технико-экономические советы из научных работников, инженеров, администраторов. Обкомовское начальство не было представлено в совнархозах, то есть хозяйственники оказались относительно свободны от контроля местных партийных организаций.

Экономические последствия создания совнархозов в первые годы были положительными: объем производства в 1957 – 1960 гг. увеличился в 1, 5 раза, развивалась кооперация внутри регионов, улучшилось снабжение населения потребительскими товарами. В то же врем стали очевидны и недостатки новой системы: разрушались межрегиональные связи, неэффективно осуществлялось управление крупными промышленными предприятиями общегосударственного значения, замедлилось внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, вырос чиновничий аппарат на местах.

Пытаясь преодолеть эти недостатки, в начале 60-х гг., союзные власти пошли на сокращение количества местных совнархозов до 43; одновременно были созданы республиканские совнархозы и Высший совет народного хозяйства СССР. Существование этих органов наряду с правительством и госкомитетами привело к многоступенчатости управленческой системы и пересечению функций ее отдельных звеньев.

Главной причиной неудачи хозяйственной реформы стала невозможность встроить территориальный принцип управления в сложившуюся административно-командную систему с её централизованным планированием и распределением ресурсов. Негативную роль сыграли и другие факторы: противодействие столичной бюрократии, потерявшей рабочие места в Москве; отсутствие заинтересованности в результатах реформы рядовых работников; невозможность освоения на местном уровне новых дорогостоящих технологий.

Политика в отношении сельского хозяйства отличалась крайней непоследовательностью. С одной стороны, принимались меры, стимулирующие эффективную работу колхозов и личных подсобных хозяйств. Так, в 1953 - 1954 гг. были повышены заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию, снижен вдвое сельскохозяйственный налог, списаны недоимки, отменен налог на владение коровами и свиньями, снижены нормы обязательных поставок с личных подсобных хозяйств (с 1958 г. полностью отменены). За пять лет к 1958 г. капиталовложения из бюджета в аграрный сектор возросли в 2, 5 раза.

С другой стороны, Н. С. Хрущев оказался автором ряда решений, которые крайне тяжело отразились на сельском хозяйстве. В 1956 г. было ограничено количество скота в личном подсобном хозяйстве; в 1958 г. - запрещено держать скот в личной собственности гражданам, проживающим в городах и рабочих поселках. Серьезный удар по колхозам и ЛПХ нанесла кампания

«Догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения», в ходе которой власти на местах принудительно скупали продукцию животноводства, произведенную на приусадебных участках. При этом миллионы голов скота были уничтожены, так как предложенная цена была слишком низкой. Колхозы и совхозы брали обязательства в несколько раз увеличить производство мясомолочной продукции и для выполнения плана в массовом порядке занимались приписками.

Чтобы решить проблему нехватки кормов, Н. С. Хрущев рекомендовал повсеместно распространять кукурузу. Посевы кукурузы были увеличены в 4, 2 раза, но это не принесло ожидаемого результата, наоборот, многие хозяйства понесли убытки. Еще одна его идея - освоение целинных и залежных земель, начавшееся в 1954 г. За три года в Казахстане, в районах Южной Сибири и Южного Урала было распахано около 36 млн гектаров. Первый же год, несмотря на хороший урожай, принес убытки из-за бездорожья, больших затрат на переброску людей, техники, горючего. Не были учтены и природно-климатические условия: пыльные бури рассеивали верхний плодородный слой земли. Поэтому себестоимость зерна на целине оказалась на 20 % выше, чем в традиционных зерновых районах.

В 1958 г. в принудительном порядке и по завышенным ценам была продана колхозам техника машинно-тракторных станций (МТС) – государственных предприятий, а сами они преобразованы в ремонтно-тракторные станции (РТС). Специалисты МТС не хотели становиться колхозниками, терять твердые зарплаты и уезжали в города. Многие колхозы оказались вновь в долгах, а техника, оставшаяся без квалифицированного обслуживания, приходила в негодность.

В соответствии с курсом на создание «агрогородов» колхозы в массовом порядке преобразовывались в совхозы. За 1954 – 1958 гг. около 8, 5 колхозов получили статус государственных хозяйств. Вчерашние крестьяне превращались в наемных работников государства на фиксированном жаловании. Из производителей сельскохозяйственной продукции крестьяне становились её потребителями.

Провал сельскохозяйственной политики советского руководства был очевиден. Уже в 1961-1962 гг. остро ощущалась нехватка не только мяса, молока и молока, но и продуктов, считавшихся обязательными в небогатом ассортименте провинциальных магазинов: хлеба, крупы, сахара. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом. Страна на долгие годы вперед оказалась в продовольственной зависимости от импорта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.