Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступность представляет собой относительно массовое явление.






ИЛИ

  • ближайшие цели (осуществление каждодневной работы);
  • перспективные (более масштабные);

Задачи:

ü общие

ü частные

ü получ.объектив.знаний

ü виды, типологии преступников

ü причины

ü механизмы совершения преступлений

Функции:

Ø описательная (состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе собранного практического материала);

Ø объяснительная (позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности);

Ø прогностическая (определяет возможное развитие явления или процесса);

Проблемы:

u основные направления борьбы с преступностью:

u установление жесткого заслона криминальному насилию, обеспечение надежной охраны жизни, здоровья и имущественной безопасности граждан;

u повышение эффективности раскрытия преступлений, получивших широкий общественный резонанс;

u профилактика преступлений среди несовершеннолетних;

u коренное улучшение борьбы с организованной преступностью;

u противодействие процессам криминализации экономики;

u улучшение работы по предупреждению и выявлению незаконного оборота оружия и наркотиков;

 

Вопрос 4. Система криминологии, ее связь с другими науками.

Система:

  1. Общая часть (изуч.общетеор.вопросов);
  2. Особенная часть (хар-ка отдел.типов личности преступника, более конкрет.видов преступлений)

Можно сказать, что криминология систематизирует преступления: 1) по сферам деятельности преступников; 2) степени их организации; 3) составу преступного контингента; 4) причинам не только самих преступлений, но и того социального распределения преступников, которое наблюдается в стране.

Если взять за основу подходы к криминологии как к науке, получившие отражение в ранее изданных курсах, учебниках, монографиях, специальных статьях, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом: сначала рассматриваются понятия, предмет, задачи науки; вслед за этим — история и состояние криминологии как науки; затем анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, методы изучения, прогнозирование и предупреждение преступности, включая планирование борьбы с преступностью); далее анализируются наиболее опасные и распространенные виды преступности.

Криминология как комплексная наука ставит на службу борьбы с преступностью достижения многих отраслей знаний, с которыми она тесно связана.:

1)широко использует законы, категории и понятия философии;

2)Связана криминология и с социологией;

3)с экономической наукой;

4)политологией;

5)психологической наукой;

6)педагогикой;

7)связь криминологии с демографией;

8)генетикой, и т.д;

Тесная связь существует между криминологией и практически всеми юридическими науками, в особенности с теми, которые относятся к так называемому криминальному

циклу: уголовным и уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и криминалистикой. Это вытекает из сути криминологии как социально-правовой науки, возникшей и развивающейся в интересах борьбы с преступностью.

 

Вопрос 5. Значение криминологии для практической деятельности.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с изучением личности преступника или правонарушителя; выявлением причин и условий преступлений; криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом; разработкой и реализацией мер воздействия на преступность; анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.

3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии является анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуация-ловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, — ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.

4. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют этому;

5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений, и использовать это понимание для того, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.

6. Знание основных положений криминологической теории позволит человеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной политической группы, значимость и социальную ценность отдельных политических деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации.

Вопрос 6. Истоки и этапы развития криминологической мысли до формирования криминологии как науки.

Идеи криминологического осмысления проблемы преступности возникли задолго до того, как сформировалась самостоятельная наука. Древнегреческий философ Платон, размышляя о природе преступности, называл главным ее источником междоусобие и противоречие между бедными и богатыми. Анализируя причины, которые могли бы удержать людей от нарушения закона, Платон одним из первых указал на социальную природу преступности. К числу мер, способных удержать людей от совершения противозаконных поступков, он относил неотвратимость наказания (ожидаемое зло, которое причиняют правонарушителям), общественное мнение, привычку достойного поведения, поощрение правопослушных граждан.

Глубокое понимание природы преступности и наказания за преступление можно обнаружить в трудах Аристотеля. К числу причин совершения преступлений он относил бедность, необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие, разноплеменность населения. Ученый отрицал прирожденные наклонности преступника, и поэтому главными средствами воздействия на преступность называл социальные меры: справедливое государственное устройство; стабильность законов; главенство законов над должностными лицами; борьбу с коррупцией; развитие экономики; предоставление возможности реализовать активность различных слоев населения в социально полезных формах.

Сильное влияние на развитие криминологического мировоззрения оказала классическая школа уголовного права. Она возникла в XVIII в., когда в Европе наступила эпоха просвещения. Центральная идея просветителей, имеющая безусловное криминологическое значение, состояла в том, что предупреждение преступлений должно главенствовать над наказанием. Новое представление о человеке было основано на его свободной воле, на признании за ним права на самостоятельные решения. Поэтому человек должен нести полную ответственность за свои возможные неправомерные действия. Томас Мор в “Утопии” высказывал идею предупреждения преступлений и обращал внимание на то, что, если остаются неизменными причины, вызывающие преступления, неизменными будут и вызываемые этими причинами последствия. Нужно позаботиться об улучшении экономического устройства общества, иначе не помогут никакие казни. Мор выступал за снисходительность и человечность по отношению к преступникам. Заслуживают внимания и взгляды голландского юриста и социолога Гуго Гроция. Он писал, что вне разумного основания не должно быть наказания, при определении которого важно учитывать мотивы, субъективную сторону деяния. Цели наказания, по мнению этого автора, - исправление преступников, предупреждение будущих преступлений и обеспечение безопасности общества. Гуманизм французских философов нашел свое продолжение в знаменитом юридическом трактате " О преступлениях и наказаниях", написанном в 1764 г. итальянским аристократом Чезаре Беккариа. Беккариа сделал блестящую попытку обосновать возможность бороться с преступностью не столько средствами наказания, сколько улучшением нравов, просвещением, в которых видел средство предотвращения преступлений. Таким образом, классическая школа уголовного права стремилась к созданию несложной и четкой уголовной системы, в которой вместо варварских и произвольных наказаний предлагались рациональные наказания, целью применения которых являлось бы удержание людей от добывания преимуществ и выгод преступным путем (общее предупреждение преступлений).

 

Вопрос 7. Становление криминологии как науки.

Ее история как самостоятельной науки начинается в ХIХ веке, в эпоху бурного развития наук об обществе, человеке. Становлению криминологии как науки способствовали проведенные антропологические, статистические, социально-экономические, социологические, социально-правовые исследования. Первая книга под названием “Криминология” была издана в 1884 году в Турине. Она вышла из-под пера итальянского судьи Р. Гарофало и практически конституировала новую науку.

Особый вклад в развитие криминологии внесли представители антропологической школы - Ч. Ломброзо. Основные идеи Ломброзо сводились к тому, что преступником, являющимся особым природным типом не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые анатомические, физиологические и психологические свойства, наличие атавистических черт человека-дикаря, эпилепсия и нравственное помешательство. Его взгляды эволюционировали: оставаясь на позициях уголовной антропологии, со временем он стал признавать наличие не только прирожденных, но и случайных преступников, а также преступников “по страсти”, воспринял идеи о влиянии на преступность не только биологических, но и иных, в том числе и социальных факторов. Фактически его теория трансформировалась в биосоциальную.

В развитии криминологии можно выделить три периода:

-первый (классический) длился со второй половины XVIII в. до последней трети XIXв.;

-второй (позитивистский) — с последней трети XIX в. по 20-е годы XX в.;

-третий (современный или плюралистический) — с 30-х годов XX в. по настоящее время.

Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. И разумный ответ общества на преступление сводится к увеличению цены, которую преступник должен заплатить, а стало быть, и к уменьшению его " полезности".

Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. Если классическая школа обращала основное внимание на деяние, а еще раньше на вину, то позитивистская школа устремляет его на преступника, на его судьбу и его опасность для общества. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская - на исправление преступника.

Современная школа криминологии открыла для себя новое направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные. В той же степени, в какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников правоохранительных органов).

Вопрос 8. История российской криминологии.

Историю становления криминологии можно разделить на 4 этапа:

1)до 1917г. В данный период впервые Радищев выявил в России показатели, характеризующие виды преступлений, лиц, их совершивших, а также мотивы и причины совершения их ими. Герцен, Добролюбов, Белинский, Чернышевский в своих произведениях критиковали обще.строй России и преступность как порождение этого строя. В начале 20 века сформировалось классическое направление в уголовном праве, в рамках которого нашли отражение и некоторые вопросы криминологии.

2) 1917-1930-е. В этот период криминологические проблемы исследовались в рамках общего уголовного права, т.к. криминология была его подотраслью.В 1922 г в Саратове создается 1 в России кабинет криминологической антропологии и суд-мед экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 во многих городах стали возникать такие кабинеты по изучению личности преступника. В 1925-Институт по изучению преступности и преступника. В 1929 криминология как наука прекратила свое существование, поскольку считалось, что социализм не имеет собственных причин для возникновения и существования преступности, и поэтому криминологические исследования не нужны.

3)1930-е-1990-е. До 1940-х криминологич.исследования носили полузакрытый характер, проводились по отдел.проблемам борьбы с преступностью и организовывались ПО. В 1963 был прочитал 1 курс криминологии в МГУ.А в 1964-он стал обязательным для всех юрфаков. Криминология постепенно становится сам.наукой, основоположником кот.стал Сахаров. В 19770-1990 велось интенсивное исследование причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, развивалась виктимология, прогнозирование и планирование борьбы с престпуностью.

4) 1990-наше время. В этот период сформировались такие частные криминол.теории, как регион, семейная, криминология СМИ, военная и т.д. Научные криминол.разработки отеч.ученыхосновывались на новых экон.отношениях. Был проанализирован многолетний опыт др.стран в области борьбы с преступностью. Криминология вышла на международный уровень. В этот период были созданы Российская криминологическая ассоциация и Союз криминалистов и криминологов в России.

Вопрос 9. Понятие криминологического исследования, его программа и этапы.

Криминологическое исследование — это комплексное изучение преступности в целом, отдельных категорий и видов преступлений, причин и условий преступлений на различных уровнях, личности преступника и проблем предупреждения преступности, криминалистического прогнозирования и планирования.

Этапы криминологического исследования:

I. Подготовительный – формулирование проблемы, постановка научной гипотезы, разработка направлений исследования (составление программы и плана исследования).

II. Рабочий – пробное обследование, сбор, обработка и анализ информации и т.д.

III. Заключительный – формулирование выводов, отчетов, подготовка рекомендаций, предложений, программ борьбы с преступностью и внедрение результатов исследования в практику

Качество и объем получаемой в процессе исследования криминологической информации во многом обусловлены организацией самого исследования.

Криминологическое исследование носит плановый характер, исследователь заранее определяет характер и объем той информации, получение которой необходимо, определяет основные ее источники. Для этого составляются план исследования и программа.

Программа исследования — научная основа всех осуществляемых исследовательских процедур на всех этапах исследования — сбора, обработки и анализа полученной информации с целью получения в итоге теоретических и практически реализуемых выводов.

Программа состоит из методологического (где формулируется цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, ключевые понятия исследования, указываются источники информации) и процедурного раздела (включающий описание методов и техники сбора, обработки и анализа информации, возможных выводов и рекомендаций, конкретный поэтапный план)

Таким образом, в программе указываются:

-цель и задачи криминологического исследования,

-предмет и объем этого исследования,

-сроки его проведения,

-период, за который исследуется информация и ее объект,

-используемые конкретные методы (методики),

-ожидаемые результаты.

 

Вопрос 10. Понятие и классификация методов криминологического исследования.

Методы:
1)общенаучные:

  • анализ;
  • синтез;
  • дедукция;
  • индукция;
  • обобщение;
  • абстрагирование;
  • метод выдвижения гипотез;

2)конкретные криминологические методики:

  • методы и методики использования статистических данных о преступности и преступниках;
  • исслед.личности преступников;
  • изучение различных категорий уголовных дел;

3)частнонаучные:

  • наблюдение;
  • опрос (анкеты, интервью, беседы);
  • документальный;
  • метод уголовной статистики;
  • метод моделирования;
  • факторный анализ;
  • ранжирование;

 

Вопрос 11. Понятие и виды источников получения криминологической информации.

Криминологическая информация – информация о преступности и мерах по ее предупреждению. Ее определяют как содержание, устраняющее неопределенность знаний.

Криминологическая информация отвечает трем методическим требованиям:

1) полнота и всесторонность информации;

2) своевременность информации.Своевременной будет информация, поступающая из отчетных данных за прошедший период времени или полученная от исследований предшествующей борьбы с преступностью;

3) истинность и достоверность. Искажения информации ведут к неверным суждениям и практическим выводам. Контроль за достоверностью информации обеспечивается на всех стадиях ее сбора, обработки и анализа. Он заключается в сплошной или выборочной проверке заполнения документов, дублирующих процесс переноса информации с них на машинные носители.

Главными источниками криминологической информации являются: статистическая отчетность о преступности и результатах борьбы с ней; результаты научных криминологических исследований.

Статистика преступности осуществляется: 1) МВД РФ, ведущим учет и статистическую обработку данных о зарегистрированных преступлениях и всех выявленных сотрудниках правоохранительных органов, совершивших преступления; 2) Прокуратурой РФ – изучает сведения о движении уголовных дел и основных результатах работы по расследованию преступлений; 3) Министерством юстиции – ведет статистику об осужденных сотрудниках правоохранительных органов и о результатах работы судебной системы. Уголовная статистика содержит сведения о динамике преступности, составе лиц, совершивших преступления, и мерах борьбы с преступностью. Статистика охватывает факты преступных проявлений, регулярные поступления информации, сопоставимость за длительный период наблюдения.

Для выявления причин преступности, разработки мер по ее предупреждению статистических данных недостаточно. Научные криминологические исследования позволяют глубже проникать в предмет исследования, разрабатывать конкретные рекомендации по повышению эффективности мер борьбы с преступностью в системе правоохранительных органов.

Вопрос 12. Обработка, анализ и интерпретация результатов криминологических исследований.

В каждом конкретном криминологическом исследовании может использоваться комплекс различных методов, которые позволяют решать самые сложные и неординарные задачи.В значительной степени метод детерминирован природой изучаемых явлений, присущими им закономерностями. Поэтому каждая область науки стремится к выработке своих особых методов. Криминология не составляет исключения.

Методы криминологического исследования определяются в науке, как система приемов, способов и средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности. Методы криминологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучными методами. К ним относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, методы моделирования и др. Специальными (частнонаучными) методами криминологических исследований признаются способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

Социологические методы исследования включают в себя массовые опросы, анализ документов, прямо или косвенно содержащих интересующую информацию, метод экспертных оценок, наблюдение и др. Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интервьюирования. Метод наблюдения связан с непосредственным восприятием изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Задачей является анализ поведения людей в определенных ситуациях, например, в условиях исправительного учреждения. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам, представляющим интерес для исследователей. Метод анализа документов дает определенный объем важной информации, характеризующей те или иные стороны изучаемого объекта.

Методы психологии имеют особенное значение. Наиболее необходимы методы психологии в процессе изучения личности (Психологические тесты)

Методы правовой статистики, используемые в криминологии, основаны на сборе и изучении сведений о преступлениях и иных правонарушениях, ставших известными и рассматривающихся правоохранительными органами, а также осуществлении учета результатов деятельности указанных органов. К методам правовой статистики относятся: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, вычисление обобщенных показателей, качественный анализ общественных явлений. Статистическое наблюдение – это организованный сбор информации о массовых социальных процессах и явлениях, имеющих отношение к криминологическому исследованию. Главная задача статистического наблюдения в области преступности – регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, выступающих в качестве единиц ее совокупности в соответствующих документах учета. Статистическая сводка представляет собой научную обработку материалов статистического наблюдения, сведение отдельных единиц в различные совокупности в целях получения обобщенной характеристики изучаемого явления по ряду существенных для него признаков. Статистическая группировка. Основная задача группировок в криминологическом исследовании – дать наиболее полную и всестороннюю количественную характеристику преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий преступлений и реакции общества на них.

Программа исследования есть научная основа процесса исследования на всех его этапах: сбора, обработки, анализа полученной информации, теоретических и практически реализуемых выводов.

Вопрос 13. Понятие и основные признаки преступности.

Существует 3 т.зр. на преступность:

1)Н.Ф. Кузнецова, И.И. Капец

определяют преступность как исторически изменчивое, соц. и уголовно-правовое явление, представ.собой совокупность преступлений, совершенных в соотв. гос-ве (регионе) за опред.период времени

Осн.признак — совокупность (сумма) преступлений.

 

2)Я.И. Гимлинский, Я.В. Орехов

преступление — это обществ.явл-е, выраж. в соц.обуслов.отклонении поведении некот.людей от норм, установ.угол.законом

Осн.признак — отклоняющееся поведением

 

3)преступность — это сложная, стихийная многофакторная система, кот.хар-ся нестабильностью и вероятностью

Осн.признак — системность, нестабильность, стихийность

 

Т.о., преступность — это общесоц.безличностное исторически изменчивое, динамичное уголовно противоправное явл-е, порождаемое противоречиями общества и проявляющееся как в неоднородной массе преступлений, так и в отдел.его типах.

Основные признаки преступности:

1. Историческая изменчивость - заключается в том, что на протяжении исторически длительного периода существования общества в нем действуют законы, которые носят абсолютный характер (запрет убийства, причинения вреда здоровью, краж, грабежей, разбоев и т.д.). Помимо таких законов обществу присущи законы, отражающие особенности конкретного периода его развития.

2. Неизбежность преступности - заключается в том, что в любом обществе имеют место социальные противоречия, которые не находят должного и своевременного разрешения со стороны государства, следствием чего выступает реализованное преступное поведение определенных лиц.

3. Социальный характер преступности. По своей сущности преступность является видом социального поведения определенной части членов общества, нарушающей социальные нормы и обладающего свойствами общественной опасности. Существование преступности, основные ее показатели находятся в зависимости в основном от тех явлений и процессов, которые протекают в обществе и носят по преимуществу социальный характер.

4. Уголовно-правовой характер преступности обусловлен тем, что круг деяний, составляющих преступность, определяется действующим уголовным законодательством. Изменение уголовного закона влечет за собой и изменение структуры преступности.

Уголовно-правовой характер преступности позволяет отграничить это явление от других видов социальных отклонений и от других видов правонарушающего поведения.

Преступность представляет собой относительно массовое явление.

6. Преступность представляет собой целостную систему.


Вопрос 14. Основные факторы, влияющие на преступность

Факторы преступности - явления (совокупность явлений), воздействующие на преступность (порождающие, способствующие или препятствующие ей).

Они могут порождать, определять преступность, но могут и противодействовать ей.

Выделяют следующие группы факторов:

1.  Социально-демографические, связанные с урбанизацией, миграцией, изменениями половозрастных структур.

2.  Экономические, связанные с проблемами производства, реализацией товаров, ценами.

3.  Социально-психологические и социальные.

4.  Организационно-управленческие.

5.  Идеологические - отсутствие в обществе объединяющей людей идеи, господство бездуховности.

6.  Моральные - аморальность в жизни и поведении людей.

7.  Информационные - пропаганда в СМИ жестокости, насилия, секса, праздного образа жизни и т.д.

8.  Социально-воспитательные - развал существовавшей системы воспитательной работы.

9.  Криминальные - распространение криминальной идеологии и других элементов криминальной субкультуры в обществе.

Криминогенный факторный комплекс городской преступности условно можно разделить на две части. Одну из них определяют криминогенные последствия явлений, другую - обстоятельства, являющиеся следствием непосредственной деятельности людей.

Среди основных факторов совершения преступлений можно выделить следующие:

1.  Причинами преступности являются кризисное экономическое состояние общества в целом, а также материальное положение лично каждого преступника (на преступления людей толкают такие явления, как безработица, низкая заработная плата, рост цен и т.д.).

2.  Понимание демократических преобразований как вседозволенность - культ наживы, алчность, пренебрежение нормами общественной морали.

3.  Образовательный уровень личности, его общая и правовая культура, условия воспитания в семье и микросреде.

4.  Негативная роль СМИ, которые пропагандируют культ насилия и секса, пьянство, наркоманию и проституцию.

5.  Наследственность.

Отдельно можно говорить о факторах преступности среди различных категорий населения. Наиболее распространенные факторы преступности - это общественные противоречия, которые представляют собой борьбу инновационных и устоявшихся аспектов жизнедеятельности общества. Противоречивое, сложное развитие экономики, социальной сферы, духовной культуры не только стимулирует прогресс, но и создает трудности и препятствия на этом пути, порождает негативные явления.

 

Вопрос 15. Понятие количественных и качественных показателей преступности.

Для хар-ки преступности прибегают к таким ее показателям, как состояние, структура, уровень, динамика и коэффициент.

1)Состояние — это кол-во всех совершенных преступлений в определенном регионе за опред.промежуток времени. Это количественный показатель преступности.

2)Структура — это соотношение по удельному весу типов преступности, отдел.категорий преступлений с т.зр. их распространенности и обществ.опасности, это качественно-количественный показатель преступности. Измер. в %, долях, частях

3)Динамика — это измен. её состояния, ур-ня, структуры за опред.период времени в опред.регионе (рост, сокращение, стабильность). На нее влияют 3 гр.факторов: общесоц, юрид., правоохран.;

4)Уровень преступности — это её интенсивность, т.е распространенность относит-определ. кол-ва населения, кот.имеет возраст угол.ответственности

К(п)=П*100000/Н, где: К(п)-коэффициент преступности, П-кол-во преступлений и преступников, 100000-услов.часть населения, Н-это кол-во насел., имеющее возраст угол.отв-ти.
Ур-нь преступности — относит.показатель, выражающийся в целых и дробных числах.

 

Вопрос 16. Современное состояние преступности в высокоразвитых зарубежных странах.
Экономические, политические и социальные процессы сближения высокоразвитых зарубежных государств в 90-е годы не привели к существенному выравниванию уровня преступности в этих странах. Так, число преступлений, ежегодно совершаемых в США, больше, чем в ФРГ, Англии, Франции, Японии, вместе взятых. Различна и динамика преступности в этих странах, ее коэффициенты. Наибольшие колебания преступности как в сторону роста, так и снижения имели место в Англии и США. Уровень преступности в Англии является самым высоким среди высокоразвитых государств и почти на 60% превышает соответствующий показатель США. Относительно стабильным, с тенденциями незначительного роста, уровень преступности был в Японии. В общем, ежегодные темпы роста или снижения преступности в высокоразвитых зарубежных государствах, как правило, не превышают 2-4%. Этот показатель западными криминологами расценивается положительно.

Много общих черт в структуре преступности высокоразвитых стран. Преобладают здесь преступления против собственности. Их удельный вес в общей структуре преступности колеблется от 70% до 90%. Практически повсеместно в структуре имущественных преступлений преобладают кражи. На американском континенте - это в основном простые кражи, кражи автотранспортных средств. В Европе удельный вес квалифицированных краж выше. В Японии подавляющая часть краж - это кражи с прилавков, похищение велосипедов. Доля насильственных преступлений была наименьшей в Японии и самой высокой в. В европейских странах наиболее высокие показатели насильственной преступности фиксируются в Англии в общей структуре преступности. Наиболее криминогенные группы населения в высокоразвитых зарубежных странах - иностранные рабочие. В отличие от западных земель, в восточных преступления чаще совершаются не иностранцами, а против иностранцев. Проявление неприязни к иностранцам со стороны восточных немцев нередко сопряжено с антисемитизмом. По данным криминологических исследований, многие немцы считают, что у них не было бы серьезных проблем с преступностью, не будь в стране такого большого количества рабочих из Турции, польских туристов, незаконно проникших в страну вьетнамцев, и мозамбикцев.

Оценивая перспективы изменений преступности в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, многие западные криминологи рассчитывают на лучшее. Это связывается, прежде всего, с тем, что в последние годы стабилизировался, а в ряде стран даже снизился уровень преступности несовершеннолетних. Благоприятно сказывается на состоянии уровня преступности процесс постоянного ужесточения наказания в отношении лиц, совершающих насильственные преступления, тяжкие имущественные преступления. Разрабатываются меры по контролю за въездом из стран с нестабильной экономической и политической ситуацией. Много внимания уделяется повышению уровня технического оснащения полиции, активно внедряются в практику электронные системы защиты имущества граждан, все большей поддержкой стало пользоваться развитие частных правоохранительных служб. В ряде высокоразвитых стран улучшаются показатели раскрываемости преступлений, причем приоритеты отдаются совершенствованию работы по раскрытию тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан

 

Вопрос 17. Состояние преступности в современной России.

При всех расхождениях в уровне преступности в разных странах, важн.тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост. Преступность эволюционирует по след.закону: «преступность растет быстрее, чем численность населения, несмотря на то, что социальная система увеличивает своё благосостояние.

Другим принципом является отставание социального контроля над преступностью.

Среди факторов, порождающих преступность в РФ отмечаются следующие:

ü низкий ур-нь мат.обеспечения некот.групп населения;

ü в рос.общ-ве сущ-т повыш.ур-нь агрессивности;

ü депрессия и большой ур-нь тревожности людей;

ü снижение нравственности;

ü исчезн.гос.патронажа;

ü безработица;

ü недостатки эконом.политики;

 

Вопрос 18. Понятие и виды латентной преступности.

Преступность обладает таким свойством как латентность.

Латентная преступность — это преступность, сведения о которой не отражены в официальной отчетности.

Выделяют 3 вида латентной преступности:

а)естественная;

б)искусственная;

в)пограничная;

Естественную латентность образуют незаявленные преступления (изнасилование, коррупция)

Искусственная латентность:

  • неучтенные преступления
    (не регистр.ПО, хотя в ПО поступали заявления или сообщения);
  • неустановленные преступления
    (ПО получ.сообщение или заявление о преступлении, зарег.его, но в силу опред.причин не осуществили расследование);

Пограничная латентность — преступления, факт которых обнаружен, но не осознается, как преступление.

Объективные факторы латентности - среда, обстановка, в которой совершается преступление.

Субъективные факторы - страх или нежелание сообщить о преступлении.

Степень латентности преступлений:

  • минимальная (тяжкие, особо тяжкие);

· средняя (средней тяжести, тяжкие);

· максимальная (легкие).

 

Вопрос 19. Понятие причин и условий преступности.

Причинами и условиями преступности называют систему социальных негативных отношений, явлений, процессов, детерминирующих преступность как свое следствие.

Причины преступности - это совокупность социальных, экономических, идейно-политических, организационно-управленческих, национальных, психологических, воспитательных и технических, негативных явлений и процессов, которые во взаимодействии с условиями детерминируют (обусловливают) существование такого явления, как преступность.

Область действия причин - это прежде всего стадии мотивации и принятия решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных.

Особенности причинных связей:

а)причина, производя действие, порождает следствие;

б)необходимые определенные условия, которые не порождают следствие, а превращают возможность совершения преступления в действительность;

в)существует последовательность во времени причины и следствия. Причина всегда во времени предшествует следствию;

г)следствие не может быть причиной этой же самой причины;

д)однозначное отношение причины и следствия: действие одной и той же причины в одних и тех же условиях всегда порождает одно и тоже следствие;

е)причина не сводится к следствию, а следствие не порождает причину.

Условия преступности - такие явления, которые сами не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают формирование и действие причины. Без наличия условий причина не может ни сформироваться, ни реализоваться.

Виды условий преступности:

1)сопутствующие - образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;

2)необходимые - это условия, без которых событие могло бы не наступить;

3)достаточные - это совокупность всех необходимых условий.

Причины и условия по своей сущности и происхождению социальны. Они всегда включены в систему социальных противоречий общества. Причины и условия преступности являются негативными явлениями, вызванными трудностями управления теми или иными общественными процессами.

Таким образом, причины преступности - это детерминанты, порождающие ее, а условия преступности - это детерминанты, способствующие ее проявлению.

 

Вопрос 20. Классификация причин и условий преступности.

1)Различ. полную и специфическую причины:

-полная — это совокупность всех детерминант следствия в целом;

-специфическая — это собственно причина в отлич.от условия и др.детерминант;

2)Теория множественности факторов — это множество факторов, которые = между собой;

3) В криминол.лит-ре выдел неск осн классификаций:

· по механизму действия;

· по ур-ню функционирования;

· по содержанию;

· по природе возникновения;

Наиболее часто примен. уровневый подход:

-общие соц.причины и усл-я;

-особ.соц причины и усл-я отдел.категорий преступлений и типов преступности

(особенные категории);

-конкр.причины и условия совершения отдел.преступлений (отдел.категории);

По природе возникновения:

· объективные (не завис.от воли людей, можно нейтрализовать, устранить);

· субъективные;

По сущности раздел.на:

· социальные;

· биологические;

Причины и усл-я можно разделить на:

· непосредственные (те, кот.порождают преступность прямо без влияния других обстоятельств);

· опосредованные (те, кот.порождают преступность, воздейств.на причины и усл-я);

По содержанию подраздел.на:

· соц-псих;

· соц-эконом;

· организ. и др;

П и У подраздел.на:

· внутренние;

· внешние;

 

Вопрос 21. Биологические теории причин преступности.

Первую биологическую теорию происхождения преступности, построенную на научной основе создал в конце XIX в. итальянский судебный психиатр Чезаре Ломброзо, – теория наличия у некоторых людей врожденных анатомических и психофизиологических качеств, вследствие которых они становятся преступниками.

В настоящее время биологические причины преступности включают в себя несколько научных направлений.

Генетические теории причин преступности (Макс Шлапп, Эдвард Смит,

Эдвард Подольски) – склонность к преступлению обусловлена врожденными, генетическими факторами.

Психиатрические концепции (основанные на теории Зигмунда Фрейда) – преступление есть результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом.

Клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника, т.е. внутренне присущей человеку склонности к совершению преступления, разработанной итальянским криминологом Р. Гарофало в конце XIX в.), согласно которой преступника следует выводить из состояния повышенной склонности к преступлению, и на это время изолировать, разработанная в трудах Граматика, Ди Тулио, Пинателя была популярна в 60-70 гг. XX в.

Теория конституционального предрасположения была разработана в начале XX в. немецким ученым-медиком Э.Кречмером, согласно которой имеется прямая связь между строением тела, характером и поведением человека.

Вообще же в чистом виде биологические теории не находят практического подтверждения, а биологические причины являются составной частью более общих теорий причин преступности, например теории множественных факторов – преступность обусловлена совокупность множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов.

 

Вопрос 22. Социологические теории причин преступности.

Одним из наиболее важных аспектов социологического подхода является подчеркивание взаимосвязи конформности и отклонений в различных социальных контекстах.

Во-1-х, в современных обществах существует множество субкультур, и поведение, считающееся нормой в одной субкультуре, может расцениваться как отклонение в другой.

Во-2-х, в обществе есть сильные различия между богатыми и бедными, и эти различия чрезвычайно сильно влияют на склонность к преступности представителей различных социальных групп. Одни виды преступлений – такие как карманные кражи или кражи со взломом – совершаются в основном людьми из беднейших слоев населения. Другие виды преступлений – растраты или уклонения от уплаты налогов – по определению совершаются людьми, имеющими, наоборот, высокое благосостояние.

В-3-х, само понимание того, что следует считать преступным поведением, может сильно меняться.

Американский социолог и криминалист Эдвин X.Сазерленд связывал преступление с тем, что он назвал дифференцированной ассоциацией. Идея дифференцированной ассоциации очень проста. В обществе, содержащем множество субкультур, некоторые социальные сообщества поощряют противозаконные действия, а другие – нет. Индивид становится правонарушителем или преступником, объединяя себя с теми людьми, которые являются носителями криминальных норм. Согласно Сазерленду, криминальное поведение усваивается преимущественно в первичных группах – в частности, в группах сверстников. Например, на члена молодежной банды его близкие могут оказывать сильное давление, чтобы он «показал себя», угнав автомобиль.

Американский социолог Роберт К.Мертон, связывавший преступность с другими типами отклоняющегося поведения, также исходит из признания нормальности преступника. Мертон создал теорию девиаций, получившую в наши дни общее признание. Мертон говорит о состоянии напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Например, в американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека на материальный успех. Те, кто не «преуспел», сталкиваются с осуждением своей очевидной неспособности добиться материального успеха. В такой ситуации возникает большое искушение «продвинуться» любыми средствами, законными или незаконными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.