Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема анализа урока






А. Оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами

1. Тема, цели и задачи урока.

2. Структура урока и его целесообразность.

Б. Оценка содержания урока

Качество учебного материала.

Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала? Какие эмоции были вызваны?

Соответствие данного материала учебно-возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

Как учитель делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным?

Каково воспитательное воздействие данного материала? На сколько оптимально учитель реализует воспитательные возможности учебного материала?

В. Управление познавательной деятельностью и ее проявления на уроке

1. Организация внимания:

а) пути организации внимания на всех этапах урока;

б) виды внимания, имевшего место на уроке и форма их проявления у отдельных школьников;

в) способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую;

г) сложные виды деятельности, предложенные учителем, где требовалось распределение внимания учащихся.

2. Организация восприятия и его характер:

а) объект восприятия учащихся, качество материала восприятия;

б) использование наглядных средств, их функция на уроке;

в) осмысленное воспроизведение материала.

3. Активизация памяти и ее развитие:

а) обращение учителя к памяти школьников, цель обращения;

б) виды памяти, имевшие место на уроке;

в) приемы лучшего запоминания материала, использованные учителем на уроке;

г) проявление у отдельных учеников процессов памяти на уроке.

4. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

а) формирование научных понятий, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация) у школьников;

б) установление связей между понятиями, формирование суждений;

в) обучение приемам логической, смысловой обработки учебного материала, умению выделять главное в изучаемом материале;

г) использование на уроке проблемных заданий, проблемного изложения, различных видов творческих работ, наглядных средств;

д) создание на уроке творческой атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам.

Г. Стиль урока

1. Соответствие содержания и структуры урока принципам развивающего обучения:

а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;

г) звенья проблемно-эвристического обучения, выполняемые учителем и учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает и т.д.);

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2. Особенности самоорганизации учителя:

а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);

б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость т др.);

в) педагогический такт учителя (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности);

г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения).

Д. Учет возрастных особенностей учащихся

Как учитываются учителем возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществлении: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

Более подробно анализ познавательных процессов на уроке рассмотрим на примере внимания.

Анализ внимания на уроке может осуществляться по нескольким направлениям, учитывающим особенности свойств внимания, индивидуальное и коллективное проявление внимания, этапы и формы организации урока и действия учителя, направленные на активизацию внимания учащихся.

Примерная схема анализа внимания на уроке.

1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащихся. Скорость установления внимания в начале урока. Особенности внимания при опросе, при восприятии нового материала, при повторении, при проверке домашних заданий.

2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся и учителя на различных этапах урока. Причины отвлечения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.

3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при переходе от одного этапа урока к другому. Скорость переключения (длительность переходного интервала), ошибки переключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.

4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).

5. Учет преподавателем возрастных особенностей объема внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов задания, условий, обозначений и т.д.).

6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное).

7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учителя, а также во время припоминания формулы, стихотворения, размышления и в других ситуациях.

8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конкретной учебной ситуации.

9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллективного внимания. Причины, обусловливающие эту форму внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредоточения учащихся).

10.Причины отсутствия синхронности внимания (несоответствие между индивидуальным и заданным темпами; отсутствие единства оценки, понимания, усвоения; неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).

11.Зависимость внимания учащихся на уроке от содержания материала - его образности, доступности, эмоциональности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося; от контроля учителя; от отношения учащихся к учителю и к уроку; от осознания ими значимости учебных задач, поставленных на уроке; от умения учителя психологически грамотно использовать демонстрационный материал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.