Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура первой половины XIX в

Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, уве­личение числа ее деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъему способствовала также политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I.

При Александре I окончательно сложилась система начально­го, среднего и высшего образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения, опубликован «Устав учебных заведений». Формально «Уставом» провозглашалась доступность образования для представителей всех сословий, но детей крепостньк в гимназии не принимали. В 1803 г. была проведена реформа образования: начальную ступень состав­ляли церковно-приходские школы и двухклассные училища (для представителей всех сословий); среднюю ступень — гим­назии (формально принимались все, за исключением детей крепостных); высшую ступень — университеты и технические учебные заведения. В середине XIX в. в России было 43 гим­назии (в Сибири — 3). Многие дворянские дети воспитыва­лись в частных пансионах или получали домашнее образо­вание с привлечением учителей-специалистов.

Большое внимание правительство уделяло развитию высше­го образования. В Московском университете училось около тысячи студентов. Было создано 5 новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Киевский, Пе­тербургский. Для подготовки большого числа учителей от­крыты педагогические ин­ституты в Москве и Петер­бурге. При Николае I были созданы технические вузы.

В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными. Приходские училища (1 год обучения) предназ­начались для «низов», в них обучали Закону Божьему, грамо­те, арифметике. В уездные училища (3 класса) принимали детей купцов, ремесленников, мещан, в них изучались рус­ский язык, арифметика, геометрия, история, география. В гимназиях (7 классов) учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Здесь основными предметами были языки, словесность, история. 50% горожан были грамотны­ми, среди государственных крестьян удельный вес грамотных составлял 5—7%, среди помещичьих крестьян — 1%.

 

 

Формировавшаяся в условиях начавшегося кризиса крепостнической системы и подъема национального самосознания отечественная литература первой половины XIX в. характеризовалась следующими отличительными чертами: высокими гуманистическими идеалами, необычайной политической заостренностью, гражданственностью, пропагандой освободительных идей и поиском социальной справедливости.

Большое влияние на развитие русской литературы оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая национально-патриотический подъем как в народных массах, так и в кругах прогрессивной дворянской и разночинной интеллигенции. Патриотические настроения и тема войны нашли отражения в ряде басен И.А.Крылова, в стихах и прозе Д.В.Давыдова, Ф.Н.Глинки и других авторов.

Стилевые направления. Несмотря на сравнительно небольшой промежуток времени, литература этого периода отличается разнообразием стилей.

В начале XIX в. сохранились лишь отдельные черты классицизма, подошедшего к своему упадку. Влияние этого направления прослеживается в одах Г.Р.Державина и Н.М.Карамзина, в раннем творчестве В.А.Жуковского и А.С.Пушкина.

Зародившийся на исходе XVIII столетия сентиментализм просуществовал недолго. Его характерные черты (сентиментальная идеализация действительности, чувствительность, внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям) наиболе ярко проявились в творчестве Н.М.Карамзина.

Романтизм начал формироваться накануне Отечественной войны и развивался в значительной степени под ее влиянием. Русский романтизм не был единым направлением.

- Основоположником пассивно-созерцательного романтизма стал В.А.Жуковский. Его поэзия отражеает внутренний мир человека, его мимолетные переживания; отличается мелодичностью, психологизмом, глубоким лиризмом (Невыразимое, Сельское кладбище и др.). Жуковский один из первых профессиональных поэтов создал подлинно народную балладу в русском простонародном стиле (Людмила).

- В творчестве К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева-Марлинского проявилось гражданское, революционное направление романтизма, характеризующееся призывом к борьбе за освобождение народа от крепостничества. Романтизм оказал влияние на раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Реализм. Во второй четверти XIX в. зарождается русский реализм, характеризующийся отражением реальной жизни различных социальных слоев России; истинной, а не показной (так называемой сарафанной) народностью; широкой постановкой социальных и нравственных проблем. Формирование и расцвет русского реализма в первой половине XIX в. связаны с творчеством А.С.Грибоедова (Горе от ума), А.С.Пушкина (Евгений Онегин, Капитанская дочка, История села Горюхина и др.), М.Ю.Лермонтова (На смерть поэта, Герой нашего времени), Н.В.Гоголя (Мертвые души, Ревизор, сборник повестей Миргород), показавших истинный нравственный облик современного им общества. В произведениях Пушкина (Повести Белкина) и Гоголя (Шинель) впервые в русской литературе прозвучала тема маленького человека. Несмотря на очевидный вклад Пушкина, Гоголя и Лермонтова в развитие реализма, их творчество неправомерно ограничивать рамками этого направления.

- А.С. Пушкин - поэт, писатель, публицист, с именем которого связано начало золотого века русской литературы. Им созданы произведения самых разных жанров, предназначенные для представителей всех социальных слоев и возрастов. Широта тематического и жанрового диапазона его творчества, изысканность и вместе с тем простота языка, стали причинами противоречивых характеристик Пушкина: одни называют его истинно народным поэтом, другие - писателем-аристократом. В действительности он удачно совмещал в себе и то и другое. Основанный Пушкиным журнал Современник сыграл важную роль в развитии литературы и литературной критики. Работая над созданием Истории Пугачевского бунта, писатель внес большой вклад в развитие исторической науки.

- Глубоко самобытно творчество Н.В. Гоголя, также отличающееся тематическим и жанровым разнообразием. Получив известность как автор проникнутых лирическим романтизмом малороссийских повестей Вечера на хуторе близ Диканьки, Гоголь вскоре стал мастером реалистической прозы, призывавшим писателей изображать вседневное и действительное. Позже стремление к улучшению в себе духовного человека привело Гоголя к увлечению богословием. Его духовные искания нашли отражение в Выбранных местах из переписки с друзьями - самом полемическом произведении Гоголя, в котором он выражает веру в мессианскую роль России, основанную на верности идеалам православия, и призывает каждого к нравственному совершенствованию во имя процветания государства.

- В 40-50-е годы XIX в. начали свой творческий путь знаменитые писатели, творчество которых достигло своего расцвета во второй половине столетия (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).

Литературные журналы. В 40-х годах большую популярность приобрели разнообразные литературные журналы. Возникли журналы для читателей различных слоев и групп общества (Чтение для солдат, Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений и др.). Отражавшие развитие общественно-политической мысли и борьбу различных ее направлений, эти журналы приобрели громадное значение в духовном развитии русского общества.

Выдающуюся роль в общественном движении и в развитии русской литературы сыграли журналы Отечественные записки и Современник, объединявшие представителей демократического движения и писателей-реалистов. Большая заслуга в развитии демократического направления в русской публицистике принадлежит В.Г.Белинскому и А.И.Герцену.

Журналы " Москвитянин" и " Библиотека для чтения", а также газета " Северная пчела" объединяли представителей консервативного направления. Их издатели (М.П.Погодин и С.П.Шевырев; Ф.В.Булгарин и Н.И.Греч, а также О.И.Сенковский) отстаивали идею благотворности самодержавия и вели борьбу с демократическим направлением в литературе.

Устное народное творчество первой половины XIX в. в значительной степени развивалось под влиянием Отечественной войны 1812 г. Широкое распространение получили солдатские песни и рассказы о войне, о партизанском движении, о М.И.Кутузове, М.И.Платове и др. Дальнейшее развитие получила антикрепостническая тематика.

Народное творчество оказало большое влияние на творчество многих русских писателей и поэтов (Людмила В.А.Жуковского, Ермак К.Ф.Рылеева, Песнь о вещем Олеге А.С.Пушкина и др.).

Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Актер-ро­мантик П. С. Мочалов очень эмоционально играл Гамлета. На сцене того же Александрийского театра ряд героических образов создал В. А. Каратыгин.

Основоположником реализма на русской сцене по праву счи­тается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского ис­кусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание име­ли его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским уни­верситетом.

Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Аля­бьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжс­кого «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинны­ми шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

Русская архитектура первой половины XIX в. является неотъемлемой составной частью общеевропейской архитектуры. В ее развитии проявились общие закономерности архитектурных процессов этого периода, переосмысленные в соответствии с традициями национального зодчества и особенностями переживаемого Россией исторического момента.

 

Основные особенности.

Первые три десятилетия XIX в. характеризовались небывалом размахом градостроительных работ в обеих столицах и губернских провинциальных городах.

- В Петербурге завершилась планировка и формирование основных площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской.

- Интенсивное строительство ведется в Москве, сильно пострадавшей от пожара 1812 г.: перестраивается Красная площадь и благоустраивается вся территория вокруг Кремля; возникают новые площади на пересечении радиальных и кольцевых улиц; целые районы застраиваются особняками, восстанавливаются старые дома.

- Изменялся облик губернских городов, в которых создавались центральные городские площади; строились здания присутственных мест, торговые ряды.

Большое значение в архитектуре приобрела общая композиция, популярным стало создание крупных архитектурных ансамблей: ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей архитектора К.И.Росси; Манежной площади, созданный архитекторами Д.И.Жилярди (здание Университета) и О.И.Бове (здание Манежа); ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж.Тома де Томона; Александровский сад у Кремлевской стены и ансамбль Театральной площади, созданные О.И Бове и т.д.

 

Синтез архитектуры и скульптуры. Создание крупных архитектурных ансамблей обусловило необычайно тесную связь архитектуры со скульптурой. Возникают своеобразные творческие содружества архитекторов и скульпторов: архитектор А.Д.Захаров работал со скульпторами Ф.Ф.Щедриным, С.С.Пименовым, И.В.Демут-Малиновским; Пименов и Демут-Малиновский также постоянно сотрудничали с К.И.Росси и А.Н.Воронихиным.

Стилевые направления русской архитектуры в целом соответствовали особенностям развития западноевропейской архитектуры, что свидетельствует о формировании единства общеевропейских культурных процессов.

 

Ампир. Как и во всех европейских странах, в России первой трети XIX в. господствовал архитектурный стиль ампир, завершивший развитие архитектуры классицизма. Ампир опирался на художественное наследие Древней Греции и императорского Рима, его отличали монументальные формы, обилие декоративных украшений и военной эмблематики (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.). В России ампир стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился как при создании крупных архитектурных ансамблей, так и при возведении отдельных зданий. Крупнейшими мастерами ампира в России были А.Н.Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге), А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства), К.И.Росси (Дворцовая и Сенатская площадь, Михайловский дворец), О.И.Бове и Д.И.Жилярди.

Эклектика. В результате интенсивного поиска новых художественных путей во второй трети XIX в. ампир уступил место новому направлению в архитектуре - эклектике (от греч. выбирающий). Данное направление характеризуется произвольным соединением элементов различных стилей (иногда его называют также бесстилие или многостилие). Ориентация на свободу творческого выбора сближает его с романтизмом. Наиболее яркими образцами эклектики в русском зодчестве являются Исаакиевский собор архитектора А. Монферрана, сочетающий классицизм с элементами итальянского Ренессанса и храм Христа Спасителя, сооруженный по проекту родоначальника эклектичного русско-византийского стиля архитектора К.А. Тона.

Развитие производства, начавшийся в стране промышленный переворот, расширение внешних и внутренних экономических связей и преобладание рациоаналистического мировоззрения способствовали активизации научной мысли.

 

Потребности растущего производства обусловили опережающие темпы развития естественных наук.

 

Большой вклад в развитие географической и этнографической наук внесли русские путешественники. В ходе первой русской кругосветной экспедиции под командованием Н.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806) были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка. Экспедицией Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (1819-1821) были открыты Антарктида и многочисленные острова. Богатейшие сведения об островах Тихого и Ледовитого океанов, Аляске, Сахалине, побережье Кореи и др. территориях были собраны русскими путешественниками Е.В.Путятиным, В.М.Головниным и другими. В 1848 г. Николай I снарядил специальную экспедицию во главе с капитаном Г. И. Невельским. Ему удалось, обойдя Са­халин с севера, доказать, что это остров, открыть новые тер­ритории, выйти в низовья Амура.

 

Мировую известность приобрела русская математическая школа. Открытая в 1826 г. Н.И.Лобачевским неевклидова геометрия радикально изменила научные представления о пространстве. Большой вклад в изучение прикладной математики внес П.Л.Чебышев. М.В.Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики.

 

Интенсивные теоретические и прикладные исследования обусловили возникновение новых отраслей научных знаний, в том числе смежных. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П.П.Аносов - основы металлографии.

 

Химическая наука развивалась в тесной связи с промышленным производством. Химик Н.Н.Зинин разработал технологию синтеза анилина, употреблявшегося в текстильной промышленности в качестве закрепителя красок.

 

Выдающийся астроном Я.Струве создал в 1839 г. в Пулкове (под Петербургом) образцовую астрономическую обсерваторию.

 

Значительных успехов достигла медицина. Н.И.Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии. Он первый применил при операциях эфирный наркоз и антисептические средства, ввел неподвижную гипсовую повязку, мировую известность получил его атлас Топографическая анатомия. А.М.Филомафитский разработал теорию переливания крови.

 

Техника. Растущая связь науки с производством способствовала созданию новых областей техники, разработке и внедрению новых технических средств. Физик Б.С.Якоби построил первый практически пригодный электромотор; открыл гальванопластику, с помощью которой в его мастерской производили медные барельефы для Исаакиевского собора, Эрмитажа и Большого театра.

 

Инженер П.Л.Шиллинг создал первый электромагнитный телеграф, соединивший Петербург и Кронштадт.

 

Крепостные мастера отец и сын Черепановы построили первую железную дорогу и машину для нее с паровой тягой.

 

Гуманитарные науки. Развитие рационалистического мышления и активизация общественного движения вызвали интенсивное развитие гуманитарных наук и всплеск интереса к ним.

 

Большой шаг вперед сделала историческая наука, характерной особенностю которой становится тяготение к созданию обобщающих трудов по истории Росии. В этих трудах отразилась борьба различных общественно-политических направлений. Дворянская историческая наука представлена трудами М.П.Погодина и Н.Г.Устрялова. Апологетикой самодержавия проникнута опубликованная в начале века 12-титомная История государства Российского Н.М.Карамзина.

 

Труды С.М.Соловьева, в первую очередь его История России с древнейших времен в 29 томах, положили начало становлению и росту новой русской исторической науки.

 

Идеи скептической школы развивал в своих лекциях и статьях М.Т.Каченовский. Исходя из представления о том, что каждый народ неизбежно переживал баснословный период, Каченовский подвергал сомнению достоверность многих ранних письменных источников; Историю Карамзина он считал примером ненаучного подхода к источникам.

 

Расширение сферы исследований привело к возникновению новых направлений: Т.Н.Грановский основал русскую медиевистику, О.М.Бодянский - славяноведение.

 

В начале XIX в. зарождается отечественная фольклористика. В 1804 г. К.Даниловым был издан первый русский сборник фольклора Древние российские стихотворения. Большую роль в сборе и популяризации фольклорного материала сыграло Общество любителей российской словесности, созданное в 1811 г. при Московском университете. Систематическое изучение народного творчества началось в 30-40-х годах. Один из первых русских фольклористов П.В.Киреевский привлек к собирательской работе многих известных литераторов, среди которых Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, П.И.Якушкин, А.С.Пушкин и др. В подготовленном для печати собрании материалов Киреевский стремился представить все жанры народного творчества, воссоздать канонический вариант каждой песни. Значительная часть этого собрания была опубликована лишь в XX в. В.И.Даль отдал работе над Толковым словарем живого великорусского языка более 50 лет. Большой вклад в сбор фольклорного материала внесли также братья И.С. и К.С. Аксаковы, А.Н.Афанасьев, Н.Н.Рыбников. Интенсивное развитие фольклористики способствовало обогащению высокой культуры традициями народного творчества.

 

Отечественная филология получила развитие в трудах А.Х. Востокова, И.И. Срезневского, С.П. Шевырева, К.С. Аксакова и др.

 

Философия. Под влиянием западноевпропейской философской мысли, идейного наследия русских просветителей и декабристов формировалась отечественная философия, тесно связанная с общественно-политическим движением. Большой вклад в ее развитие внесли известные общественные деятели П.Я.Чаадаев, славянофилы А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские и многие другие.

 

Основоположником научной педагогики в России стал К.Д.Ушинский. В основу его педагогической системы были положены идеи демократизации образования и народности воспитания. Активно боролся с традиционной системой воспитания и Н.И.Пирогов.

 

Широкой пропаганде научных знаний и демократизации науки в России способствовало создание разнообразных научных обществ. В первой половине XIX в. были созданы Географическое, Минералогическое, Математическое общества и Общество любителей российской словесности.

 

Символом признания важной общественной роли науки стало учреждение в 1831 г. при Петербургской АН Демидовских премийкоторые выдавались в 1832-65 гг. за лучшие опубликованные труды по науке, технике, искусству и считались в России наиболее почетной научной наградой.

Изобразительное искусство XIX в. отличается динамизмом, разнообразием художественный стилей, школ и направлений, ростом широкого общественного интереса ко всем видам искусства.

 

Основные особенности.

 

В первой половине XIX в. резко усилилась государственная регламентация изобразительного искусства. В 1802 г. был принят новый устав Академии художеств, который узаконил ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Деятельность Академии способствовала расцвету классицизма, ставшего официальным направлением в искусстве, и препятствовала развитию других направлений, зачатки которых появились уже в начале столетия. К середине века Академия превратилась в консервативное учреждение, насаждавшее казенное, отвлеченное от жизни искусство, активно противостоящее демократическим тенденциям в художественной жизни России. С 1843 г. президентами Академии назначались только лица императорской фамилии, а в 1859 г. она была передана в ведение Министерства Императорского двора.

 

Активный творческий поиск обусловил смешение жанров и направлений, особенно ярко проявившееся в живописи.

 

Живопись.

 

Художественные направления Официальное направление отечественного изобразительного искусства первой половине века классицизм сохранял свой прогрессивный характер. Неоспоримыми достоинствами академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, мастерство в создании композиции.

 

Но передовые тенденции в развитии изобразительного искусства в этот период были связаны со становлением новых направлений - романтизма и реализма.

 

Жанры. XIX в. стал периодом взлета отечественной живописи. Развитие получили как традиционные, так и новые жанры, характерным явлением стало смешение жанров.

 

- Ведущим жанром по-прежнему оставался портрет. Расцвет портретной живописи связан с поиском новых принципов художественного творчества и распространением в России романтизма, выступившего против свойственной классицизму чрезмерной регламентации искусства и провозгласившего свободу творческого самовыражения художника. Романтизм присущ портретам художников О.А.Кипренского (ему принадлежит один из лучших прижизненных портретов А.С.Пушкина), В.А.Тропинина Кружевница, Портрет сына), К.П.Брюллова (Автопортрет, портрет поэта В.А.Жуковского).

 

Важной особенностью портретной живописи становится развитие жанровой тенденции (включение элементов бытового жанра), хорошо заметной в портретах В.А.Тропинина.

 

- Самым высоким в Академии считался исторический жанр. Лучшими произведениями этого жанра стали работы Ф.А.Бруни (Медный змий), К.П.Брюллова (Последний день Помпеи). Эти картины являются яркими образцами академического искусства, но в них уже просматриваются элементы романтизма. Особое место в историческом жанре занимает монументальное полотно А.А.Иванова Явление Христа народу. Исполненное с соблюдением основных норм классической живописи, оно совмещает идеалы романтизма и реализма.

 

- Родоначальником отечественного бытового жанра (жанровой живописи) стал А.Г. Венецианов. Его картины Жатва, Спящий пастушок, На пашне поэтизируют жизнь простого русского народа. Традиции Венецианова продолжил П.А. Федотов. В его картинах Сватовство майора, Свежий кавалер и других нашли воплощение элементы критического реализма.

 

- Существенное влияние на формирование русского пейзажа оказал романтизм. Духом романтизма проникнуты поздние работы С.Ф.Щедрина - первого русского художника, начавшего работать на открытом воздухе (пленэрная живопись). Эти традиции были продолжены в пейзажах А.А.Иванова. Характерной особенностью пейзажей Щедрина и Иванова является наличие элементов бытового жанра.

 

Дальнейшее развитие получило графическое искусство.

 

Важное место в художественной культуре России занимал натурный и композиционный рисунок (А.П.Лосенко, А.И.Иванов, К.П.Брюллов). П.А.Федотов и А.Г.Венецианов достигли больших успехов в создании иллюстраций. Федотову принадлежит замечательная серия рисунков, в сатирической форме изображающих события повседневной жизни.

 

В первое десятилетие XIX в. в России появилась литография, ставшая одним из распространенных видов тиражной графики (работы О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, А.Г.Венецианова).

 

Лубок. В XIX в. отдельные лубочно-фольклорные приемы и образы стали распространяться на произведения профессиональной графики. К лубку нередко обращались А.Г.Венецианов. Большое распространение получила серия карикатур-лубков И.И.Теребенева, высмеивающая Наполеона и его армию.

 

Скульптура.

 

Основные особенности. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой, являясь неотъемлемой частью архитектурного декора или городских ансамблей. Это обусловило господство монументально-декоративной скульптуры.

 

Тематические особенности в это период были связаны с преобладанием героических и национально-патриотических тем, интерес к которым обострился после Отечественной войны 1812 г.: 14 лет работал над памятником Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади И.П.Мартос, ему же принадлежит памятник Ломоносову в Архангельске; Ф.П.Толстой создал 21 медальон, с изображением сцен Отечественной войны 1812 г.; на порталах колоннады Казанского собора в Петербурге скульптором Б.И.Орловским были установлены статуи Кутузову и Барклаю де Толли.

 

Художественные направления.

 

- Академическая школа русской скульптуры первой половины XIX в. характеризуется господством классицизма и патриотическим пафосом (творчество Ф.Ф.Щедрина, И.П.Мартоса, С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского, Ф.П.Толстого).

 

- Элементы реализма появляются в скульптуре лишь в середине столетия (творчество Б.И.Орловского, П.К.Клодта). В работах П.К.Клодта заметно сильное влияние бытового жанра. К числу наиболее известных его работ относятся скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге (знаменитые кони), памятник баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду и статуя императора Николая I перед Исаакиевским собором.

 

Возрастание общественной роли искусства и художника нашло отражение в формировании широкого круга художественной интеллигенции, возникновении художественных обществ, росте популярности публичных выставок, основании художественных журналов, образовании широкой аудитории ценителей и покровителей искусства. Формировались богатейшие частные коллекции произведений искусства. В 1856 г. было положено начало коллекции П.М. Третьякова, ставшей основой будущей Третьяковской картинной галереи.


 


 


Казанский собор в Петербурге, 1811 г.


Горный институт в Петербурге, 1811 г.


Здание Адмиралтейства. 1823 год.


Исаакиевский собор (достроен в 1858 г.)



Храм Христа Спасителя в Москве. Фото 1881 г.


Михайловский дворец. 1825 г.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве. 1818 г.

 


А.А. Иванов " Явление Христа народу".



Брюллов К.П. Портрет В.А.Жуковского.



Кипренский О.А. Портрет Пушкина А.С.



Последний день Помпеи. Карл Брюллов



П.А. Федотов Сватовство майора



Венецианов А.Г. На жатве. Лето.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ахматова в период раннего творчества - акмеистка | Задание 7. 1.Пря­мая па­рал­лель­на ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.