Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая часть. Методические указания






Методические указания

 

для лабораторной работы №8 на тему «Измерение геометрических параметров рельсовой колеи. Неисправности рельсовой колеи»

по дисциплине «Железнодорожный путь»

для студентов специальности 271501

очной формы обучения

 

Составители: Я.В. Дорофеев

Д.В. Овчинников

 

САМАРА 2015

УДК 625.173 (07)

 

Методические указания по выполнению лабораторной работы №8 на тему «Измерение геометрических параметров рельсовой колеи. Неисправности рельсовой колеи» по дисциплине «Железнодорожный путь» для студентов специальности 271501 очной формы обучения/ Я.В. Дорофеев, Д.В. Овчинников – Самара: СамГУПС, 2015 - 32 с.

 

 

Утверждено на заседании кафедры «Путь и строительство железных дорог» 24 января 2008 г., протокол № 5.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

 

 

Методические указания по выполнению лабораторной работы №8 на тему «Измерение геометрических параметров рельсовой колеи. Неисправности рельсовой колеи» по дисциплине «Железнодорожный путь» для студентов третьего курса. В методических указаниях приведены теоретические основы и указания по выполнению данной лабораторной работы.

 

Составители: Яков Владимирович Дорофеев;

Дмитрий Владиславович Овчинников.

 

 

Рецензенты: начальник ПТО дирекции по ремонту пути Куйбышевской железной дороги А.В. Паремский;

к.т.н., доцент кафедры «Путь и строительство железных дорог» СамГУПС Г.Р. Маёров

 

Редактор И.М. Егорова

Компьютерная верстка Е.Ю. Шарова

 

 

Подписано в печать 18.04.2008. Формат 60х90 1/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л. 2, 0.

Тираж 100 экз. Заказ № 55.

 

 

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2015


 

 

Цель работы.

Научиться производить измерения уровня рельсовой колеи, ширины колеи, стрел изгиба, стыковых зазоров. Научиться выявлять неисправности пути.

Инструмент.

Шаблон путевой ЦУП, ПШ-1520 или модели 08809, хорда длиной 20 метров, шаблон универсальный, прибор ПРПМ.

Место проведения работы.

Учебный полигон СамГУПС.

Теоретическая часть.

Большую долю работ по текущему содержанию пути составляют работы по содержанию и контролю основных геометрических параметром рельсошпальной решетки. К таким параметрам относятся:

– ширина колеи;

– взаимное положение рельсовых нитей по уровню;

– положение рельсовой нити по уровню относительно самой себя;

– положение рельсошпальной решетки в плане.

Под воздействием множества сил и факторов на пути появляются вышеперечисленные неисправности. При планировании и производстве работ по текущему содержанию пути необходимо стремиться к тому, чтобы выявлять причины появления неисправностей и их ликвидировать.

Расстройства пути (отклонения от норм содержания) зависят от действующих вертикальных и боковых сил, от частоты колебаний пути, вызываемых этими силами, а также от температурных сил, возникающих в рельсах.

К I степени неисправностей относятся отступления, находящиеся в пределах норм устройства рельсовой колеи и не требующие выполнения работ по их устранению.

Ко II степени относятся отступления, как правило, не требующие уменьшения скорости поездов, но оказывающие влияние на плавность хода подвижного состава и интенсивность расстройства пути. Они служат показателем необходимости проведения профилактических работ и служат критерием для определения очерёдности проведения планово-предупредительной выправки пути.

К III степени относятся отступления, которые, при их неустранении после обнаружения, за период до очередной проверки пути вагоном-путеизмерителем могут достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накоплений остаточных деформаций пути. При этом отдельные из них могут перерасти в отступления, требующие уменьшения установленных скоростей движения поездов или закрытия движения поездов.

К IV степени относятся отступления, вызывающие увеличение сил взаимодействия пути и подвижного состава до таких значений, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава или нарушения режима ведения поезда могут привести к сходу его с рельсов. При обнаружении отступлений IV степени уменьшается скорость или движение поездов закрывается. Работы по устранению отступлений IV степени должны быть выполнены без промедления.

 

Неисправности по ширине колеи.

Ширина колеи – это расстояние между рабочими гранями головок рельсов уложенных в путь, измеренное на 13 миллиметров ниже поверхности катания (рис. 1). Ширина колеи измеряется при помощи путевого шаблона (приложение 1).

Конструктивное оформление рельсовой колеи и ее размеры обусловлены особенностями ходовых частей подвижного состава. К ним относятся наличие реборд (гребней) у колес; глухая насадка колеса на оси; параллельность осей жёсткой базы экипажа; коничность колес; поперечные разбеги осей; наличие у экипажа поворотных тележек или осей.

Рисунок 1. Ширина колеи

Согласно Правилам технической эксплуатации Российских железных дорог, номинальная ширина колеи в прямых участках пути и кривых радиусом 350 метров и более составляет 1520 миллиметров с допусками +8 и –4. Ширина колеи в кривых участках радиусом от 349 до 300 метров – 1530 миллиметром, при радиусе от 299 метров и менее – 1535 миллиметров.

По состоянию ширины колеи могут быть выявлены следующие неисправности: уширение и сужение. Уширение колеи – это ширина колеи, превышающая допустимое значение. Сужение колеи – это ширина колеи менее допустимого значения. Величины отступлений по степеням представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Величины отступлений по ширине колеи

Скорость км/ч пасс./груз. степень Уширение колеи при норме, мм Сужение колеи при норме, мм
                   
                       
121-140/ 81-90 I         -         -
II         -         -
III         -         -
IV > 16 > 16 > 16 > 11 - > 8 > 12 > 12 > 15 -
61-120/ 61-80 I                    
II         -          
III         -          
IV > 22 > 20 > 16 > 11 > 5 > 10 > 14 > 16 > 18 > 20
41-60 I                    
II                    
III       - -          
IV > 26 > 22 > 16 > 11 > 6 > 10 > 16 > 18 > 20 > 22
16-40 I                    
II                    
III     - - -          
IV > 26 > 22 > 16 > 11 > 7 > 10 > 16 > 18 > 20 > 22
До 15 включительно I                    
II                    
III     - -            
Закрывается для движения IV > 28 > 24 > 18 > 13 > 8 > 10 > 16 > 18 > 20 > 22

 

Неисправности по взаимному положению рельсов по уровню

Взаимное положение рельсовых нитей по уровню измеряется при помощи шаблона путевого (приложение 1), возвышение или понижение одного рельса относительно другого изменяется в миллиметрах. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках пути должен быть в одном уровне. Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, допускается возвышение одного рельса над другим на 6 миллиметров. По взаимному положению рельсовых нитей возможно возникновение следующих неисправностей: перекос и уровень.

Перекос – это отклонения по уровню в разные стороны при расстоянии между их вершинами, измеренном по нулевой линии на прямой, до 20 м на пути. При наличии на ветви перекоса ступеньки величиной до 3 мм (включительно) перекос расшифровывается и оценивается как один, а при ступеньке более 3 мм - как два самостоятельных перекоса.

Уровень – это возвышение одной рельсовой нити над другой сверх допустимых значений. Степени отступлений в зависимости от величин перекосов и уровней приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Величины отступлений по уровню и перекосам

Скорость км/ч пасс./груз. степень Величина отступления, мм
Уровень Перекос
       
121-140/ 81-90 I    
II    
III    
IV > 20 > 16
61-120/ 61-80 I    
II    
III    
IV > 25 > 20
41-60 I    
II    
III    
IV > 30 > 25
16-40 I    
II    
III    
IV > 35 > 30
До 15 включительно I    
II    
III    
Закрывается для движения IV > 50 > 50

 

Неисправность по положению рельсов по уровню относительно самой себя

Помимо взаимного положения рельсовых нитей, контролю так же подлежит положение рельсовой нити по уровню относительно самой себя. Измерение производится прибором оптическим ПРПМ (приложение 2). По данному параметру возможно возникновение неисправностей пути называемых просадками.

Просадка – это короткое изменение положения рельсовой нити по уровню относительно самой себя. Как правило, просадки возникают в зоне рельсового стыка, в результате динамического воздействия подвижного состава. Степени отступлений в зависимости от величин просадок приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Величины отступлений по просадкам

Скорость км/ч пасс./груз. степень Величина отступления, мм  
Просадка
     
121-140/ 81-90 I  
II  
III  
IV > 20
61-120/ 61-80 I  
II  
III  
IV > 25
41-60 I  
II  
III  
IV > 30
16-40 I  
II  
III  
IV > 35
До 15 включительно I  
II  
III  
Закрывается для движения IV > 45

 

Неисправности по положению рельсошпальной решетки в плане

Путь в плане (вид сверху) должен соответствовать проектному положению, которое нормируется и оценивается, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, по разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеряемых от середины хорды длиной 20 метров (приложение 3).

По направлению выравнивают одну нить, называемую рихтовочной. Другую рельсовую нить устанавливают по шаблону в пределах допуска по ширине колеи. Рихтовочной нитью является: в кривом участке пути – наружная нить, в прямом участке – пути правая рельсовая нить по ходу километров.

По положению рельсошпальной решетки в плане возможно возникновение неисправности, называемой – рихтовка. Рихтовка – это резкое изменение положения рельсошпальной решетки в плане или резкое изменение стрел изгиба на расстоянии между ними не более 40 метров. Степени отступлений в зависимости от величин рихтовок приведены в таблице 4.

 

Таблица 4.

Величины отступлений по рихтовке

Скорость км/ч пасс./груз. степень Разность смежных стрел при расстоянии между их вершинами на пути, м
До 10 Более 100 до 20 Более 20 до 40
         
121-140/ 81-90 I      
II      
III      
IV > 25 > 25 > 35
61-120/ 61-80 I      
II      
III      
IV > 35 > 35 > 40
41-60 I      
II      
III      
IV > 40 > 40 > 50
16-40 I      
II      
III      
IV > 50 > 50 > 65
До 15 включительно I      
II      
III      
Закрывается для движения IV > 65 > 65 > 90

 

Стыковые зазоры.

Стыковой зазор – это расстояние между торцами двух смежных рельсов (рис. 2). Номинальная величина стыкового зазора при диаметре болтовых отверстий 36 мм составляет 22 миллиметра. При стыковом зазоре 24-26 мм, скорость движения поездов ограничивается до 100 км/ч, 26-30 мм – 60 км/ч, 30-35 мм – 25 км/ч, при величине зазора более 36 мм путь закрывается для движения. Измерение зазора производится при помощи универсального шаблона (рис. 3)

Рисунок 2. Измерение стыкового зазора

Рисунок 3. Универсальный шаблон







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.