Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы живописной техники иконы и фрески.

Иконы. На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Так же могли написать на холсте или на железе. Иногда сбивали вместе несколько досок. Далее наносится меловой или алебастровый грунт, сродни штукатурке — «левкас», его шлифуют, иногда обрабатывают: режут, тиснят, делают лепные вставки. После идет беглый рисунок, затем «роскрышь» — прокладка основных тонов. Композиция иконы строится в зависимости от фона. Фон всегда символичен. Киноварный (красный) фон – красивый, ценный, по смыслу заменяет золото. Белый фон - небесная чистота, но на нем иконы встречаются редко. По смыслу белый заменяет серебряный фон - более приглушенные нюансные тона, но он иногда чернеет. При Иване Грозном (во времена размытия канона) появляется оливковый фон. Золото использовали для нимбов. Золотой нимб можно заменить на белый или красный. Символ примерно один. Процесс работы над ликом завершает наложение «движков» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом (ядовито, поэтому использовалось редко). Моделировка образа могла быть плавью (растушевкой) или штриховкой.


Архангел Гавриил 2-я пол. XII века,

(Ангел Златые власы)

из оглавного деисусного чина

Новгородская школа иконописи.

Твореное золото, моделировка плавью

 

 

Феофан Грек. Богоматерь. 1405.

Икона деисусного чина иконостаса

Благовещенского собора Московского Кремля.

Роскрышь одеяния – лазурит, моделировка штриховкой, золотые пробелы. Предварительный рисунок с авторским исправлением.



Иоанн Лествичник, Георгий и Власий

Новгородская школа иконописи, XIIIв.

Основа – ковчег. Средник, лузга и поля.

Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия.

Первая половина XIV в.

Средник и поля с житийными клеймами

Фрагмент иконы

Отечество с избранными святыми

Вторая половина XIV века. Новгородская школа.

Резной левкас нимба.


Фрески. Сезон живописи - лето. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Когда храм еще не оштукатурен, большой кистью с разведённой сажей размечаются ряды, основные фигуры, композиция. Фреску пишут несколько люде: знаменщик (общую композицию фрески), личные (лик, пишется в последний момент, доверяется только самым лучшим), доличные (не самые опытные). Затем штукатурят, аккуратно наносят рисунок, кроют фон и можно одномоментно фигуру. Часто используется синий цвет (золото дорого). Сначала наносят дешевую серо-сизо-синюю рефть, а лишь потом хорошую синюю. Когда эти слои сцеплялись, они становились яркими и интересными. Голубец русской иконописи мог быть разных оттенков. Нежно-голубой - это без рефти и к нему коричнево-охристые цвета. У иконы и фрески отмывка наоборот-от темного к светлому.

Благовещение изображали на восточных столбах, так как соединяется земное и небесное. Сюжеты разделялись горизонтальными полосами или формами храма. В западной части храма – страшный суд.

 

Расположение фресок в храме на примере Софии Киевской.

Главная апсида. По рядам: Богоматерь Оранта в конхе. Ниже в виде длинного регистра - Евхаристия. Зеркальная по композиции символическая сцена, изображающая причащение апостолов Христом - символическое изображение Тайной вечери. Слева Христос преподает Святой Хлеб, а справа - Вино. В нижнем регистре апсиды изображен святительский чин - святители и диаконы, как бы окружающие стоящий в центре алтаря престол. Праллельно со святителями на боковых гранях алтарных столбов были изображены ветхозаветные первосвященники.

В центральном куполе изображен Христос Пантократор в медальоне в окружении четырёх архангелов. В простенках между окнами барабана изображены 12 апостолов (уникальный случай). В 4 парусах - четверо евангелистов, сидящих за пюпитрами с Евангелием. На подпружных арках медальоны с 40 мучениками Севастийскими (в других храмах, при сохранении самих медальонов, здесь могли располагаться и любые другие святые).

Особенность росписи собора - почти утраченный ктиторский портрет(портрет заказчика и его родных подле Христа) семьи Ярослава Мудрого располагавшийся на западной стене подкупольного креста.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев. | Сельскохозяйственных культур




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.