Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапевтические эффекты






Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается са­мим использованием цвета в процедуре исследования. Здесь уместно прове­сти экскурс в историю цветотерапии. Известно, что упражнения с цветом являются важнейшим терапевтическим средством в ведущих психотерапев­тических направлениях, включая НЛП, где цвет используется не только в качестве релаксационных упражнений, но и в качестве обозначения пози­тивного ресурса. Вместе с тем главным всеобъемлющим терапевтическим средством является общение с цветом. Понятие «хроматизм» происходит от Древнегреческого понятия «хрома», в которое античные авторы вкладывали три основных значения:

• обозначение цвета;

• цвет как ощущение;

• энергия - эмоции, чувства как их информационно-энергетическое отношение.

Объективно перечисленные отношения проявляются в таких образных выражениях, как «побагроветь от гнева», «почернеть от горя», «побелеть от страха» и т. д. Эти выражения действительно раскрывают нам взаимосвязь между оценочным смыслом эмоций и физиологическими состояниями че­ловека.

Принципы цветовой терапии использовались еще в Средневековье, ши­рокое распространение они получили в последней четверти XIX века. Но поистине настоящий бум цветотерапия переживает в настоящее время. Осо­бенно обострился интерес к цветотерапии и цветосенсорике, цветоэнерге-тическим и эмоциональным взаимоотношениям. Некоторые авторы, изуча­ющие эмоции как составляющие развития личности в детском возрасте, об­ратили свой научный интерес к цвету (Г. М. Бреслав, Н. В. Серов).

Закономерности психофизиологии человека дают ему возможность свя­зать цветовосприятие с отдельными нейропсихологическими составляющи­ми. Еще в XIX веке ученые знали, что эмоции вызывают изменения пульса, частоты дыхания и т. д. Эти же изменения вызывают у нас и воздействия различных цветов. То есть цвет напрямую действует на тело и душу. По­следствия таких воздействий изучали В. М. Бехтерев, Э. М. Гейл, Э. Д. Бэббит и другие ученые. Состояние больных, страдающих от меланхолии, ухуд­шалось в синих и зеленых комнатах и улучшалось в красных. Буйные холе­рики успокаивались в комнатах с синими шторами. Таким образом, внешний цвет или устраняет, или ослабляет внутренние тенденции. Цвета одежды, которые мы выбираем или для нас выбирают, воспитывают нас.

В Японии сначала выявляют цвета, отсутствующие в детских рисунках, а затем восприятие ребенка доводится до овладения им всеми известными цветами как основой гармонического видения. «Гармония в цвете - гармо­ния в душе - гармония в жизни» - вот сверхзадача японского педагога.

Подобный экскурс в цветотерапию позволяет нам разобраться, чем же объясняется психотерапевтический эффект работы детей с красками. Очевид­но, работа с красками обогащает, гармонизирует детское восприятие. Наблю­дение за цветовыми взаимодействиями в произведениях искусства и собствен­ных работах с краской гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой, так называемые цвето-энергетические отношения парасим­патического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Очень большое терапевтическое влияние оказывают упражнения с определением холодных и теплых тонов, поисков различных цветовых растяжек.

Игровая ситуация вводится не только для облегчения процедуры тести­рования: сама процедура раскрашивания домиков, в которых живут разные хозяева, также способствует добровольности участия ребенка в процедуре, а значит, ее психотерапевтическому эффекту. В первом задании, раскраши­вая дорожку из клеток, ребенок не просто дает нам рейтинговую шкалу при­емлемости шести цветов: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный (далее по тексту эта шкала упоминается нами как цветовой градус­ник). Он совершает «путешествие по цветовой радуге», а это одно из глав­ных упражнений по релаксации.

Во втором задании ребенок подбирает подходящий цвет к каждому из полюсов социальных эмоций, обозначая свое предпочтение. С целью мини­мизации негативных последствий процедуры, возможных при раскрашива­нии негативных эмоций, используется ряд приемов. Последней в задании раскрашивается пара блока познания мира, где «скука» является относительно негативным чувством.

Более того, произвольность использования цвета дает ребенку воз­можность обозначить для себя негативные полюсы эмоций или любой негативный социальный объект нелюбимым цветом и абстрагировать­ся от них, создавая для себя индивидуальный блок психологической защиты.

Кроме того, стимульный ряд социальных объектов предлагается ребен­ку аудиально (мимолетно). Эмоциональный ряд заканчивается на мажорном тоне, дети раскрашивают восхищение.

В третьем задании ребенок подбирает подходящие цвета к каждому из социальных объектов. Особая процедура - «собственный выбор». Детям предлагается выбрать свой самый любимый объект и покрасить его в подхо­дящий цвет.

Как показывает практика, детям вплоть до 11 лет очень интересно, кто живет в том или ином домике. Они с удовольствием раскрашивают для них (порой не просто раскрашивают, а украшают) домики. После окончания раскрашивания дети гордятся своей работой, часто выражают жела­ние пообщаться, обсудить свою работу, показать ее воспитателю, своим родителям. Не в этом ли главная задача психолога?

Таким образом, психотерапевтический эффект раскрашивания эмо­ционально значимых для детей социальных и нравственных категорий можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, развивающих самосознание малыша, минимизирующих на­рушения системы личностных отношений, социальных предпочтений и негативных вариантов личностного развития и, в случае необходимости, корректирующих низкую самооценку ребенка, а также легкие степени аутичности.

Для детей до пяти лет рекомендуется проведение методики в индивиду­альном варианте.

Характер заданий остается без изменений. Можно использовать инст­рукции 1-1П заданий. Только категории для оценки во Н-П1 заданиях ис­пользуются не отвлеченные, а конкретно привязанные к каждому домику.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.