Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечисленные социальные эмоции составляют субъективно цен­ностную систему из пяти блоков личностных отношений.






1. Блок базового комфорта и благополучия («счастье - горе»). Изве­стно, что наиболее остро счастье переживается, когда потребности человека удовлетворяются при оптимальном сочетании положительных и отрицатель­ных эмоций. Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдель­ный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счаст­ливым, то несчастным, то находящимся где-то посредине между крайними состояниями [15, с. 91-133].

2. Блок личностного роста («справедливость —обида»). Чувство оби­ды возникает у человека, когда он считает, что по отношению к нему совер­шена какая-то несправедливость, имеет место обман, неблагодарность. В основе этого чувства лежит механизм неподтвержденного ожидания отно­сительно значимых других. Но самое главное - это то, что чувство обиды, возникшее у одного из партнеров, может полностью разрушить их общение или деятельность. При этом формируются механизмы психологической за­щиты, препятствующие личностному развитию [46].

3. Блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия («дружба - ссора»). Здесь рассматриваются коммуникативные эмоции, воз­никающие на основе потребности в общении, желании делиться пережи­ваниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения, уважения. В то же время ссора может рассматриваться как кратковременный стресс, когда че­ловек подвергается сильной психической нагрузке и последующей мобили­зации защитных сил организма. Решающую роль здесь играет реакция уча­стников ссоры, которая может сопровождаться не только состояниями и пе­реживаниями агрессии, но и состояниями воодушевления: «есть упоение в бою». Потому отношение «дружба - ссора» - очень важная психологическая информация об уровне развития личности.

4. Блок потенциальной агрессии («доброта - злоба»). Переживания, возникающие на основе потребности в содействии и доверии, желании при­носить другим людям радость; сопереживание удачи и радости за другого, чувства участия и жалости. В то же время противоположный полюс связан с чувствами враждебности - взаимодействия фундаментальных эмоций гне­ва, отвращения и презрения, когда зло начинает восприниматься как суще­ственная сторона действительности, ведущая к агрессии как механизму пси­хологической защиты.

5. Блок познавания мира («восхищение - скука»). Здесь рассматри­вается важное личностное отношение, закладывающее основу познаватель­ной потребности ребенка. «Скука сидит в животе у непонимания» [23]. В. Ле-ви блестяще раскрывает вопрос о скуке и борьбе с ней. По мнению Леви, у «человеческого детеныша существует природная психогенетическая програм ма интенсивного развития лобных долей головного мозга как средства борь­бы со скукой> >. Лобные доли жаждут работы, чтобы развиваться, а когда они не получают работы или с ней не справляются - тотчас рождают скуку. Де­вяносто процентов активности ребенка уходит на сопротивление скуке. Ску­ка рождается, когда умирает игра. Скучные взрослые - это дети, «отравив­шиеся взрослятиной». Это часто происходит тогда, когда процессы обуче­ния и воспитания идут по варианту необоснованного усложнения и не опи­раются на законы содействия ребенка и взрослого, а также на мотивацион-но-потребностные законы поиска ребенком личностного смысла освоения любого вида деятельности или знания. Симптоматика «отравления» - широ­чайший спектр отупения. Детство творчески питается Большим миром, а Большой мир – детством. А где творчество, там не про­сто интерес или удивление. Там - восхищение! Поэтому нами рассматрива­ется позитивное чувство, связанное с эстетическим утверждением тех идеа­лов, которые разделяет слушатель, наблюдатель.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.