Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движущие силы, противоречия и логика воспитательного процесса






Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении.

 

Процесс воспитания - процесс многофакторный, комплексный, отличающийся длительностью, а также вариативностью и неопределенностью результатов.

 

Воспитательный процесс, как и процесс обучения, имеет двусторонний характер. Он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Если в учебном процессе двусторонность проявляется во взаимосвязи преподавание и учения, то воспитательный процесс представляет собой взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

 

Самовоспитание – это процесс целенаправленного формирования требуемых качеств личности, протекающий под управлением самой личности. Самовоспитание сопутствует воспитанию и одновременно является его результатом.

 

Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Она раскрывается в его противоречиях (внутренних и внешних).

 

Рис. 5.3. Противоречия воспитательного процесса

 

Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания, усваивать нормы и правила, формы поведения.

 

Внешние противоречия проявляются между требованиями окружающего мира и возможностями личности им соответствовать.Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков в воспитании; так же как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности. Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.

 

Любое противоречие может стать движущей силой воспитательного процесса при следующих основных условиях:

- противоречие должно осмысливаться как нечто важное, а его преодоления – как жизненная необходимость;

- преодоления противоречия должно быть посильным для тех участников воспитательного процесса, которые с ним столкнулись;

- противоречия должны преодолеваться постепенно, шаг за шагом, с опорой на предыдущий опыт.

Логика воспитательного процесса подчинена закономерностям формирования и развития личности. Она определяется тем, что формирование у человека требуемых качеств возможно лишь при определённой последовательности этапов, действий, операций, при определённом сочетании способов педагогического воздействия и взаимодействия личности с другими людьми и т.д.

 

Наличие у воспитательного процесса определённой логики позволяет выделить в нём некоторые системы, имеющие такую структуру, которая соответствует данной логике. Иначе говоря, логика воспитательного процесса отражается в тех или иных его системах и структурах.

 

На следующем рисунке приведены такие примеры проявления логики воспитательного процесса в различных его структурах.

 

Рис. 5.4. Примеры проявления логики воспитательного процесса в различных его структурах

 

Прокомментируем некоторые примеры.

 

По целевому критерию структура воспитательного процесса состоит из задач. Эта структура имеет несколько иерархических уровней, поскольку общие и долгосрочные задачи конкретизируются в более частных. При этом задачи воспитания ставятся исходя из требований общества, из местных условий, учитывается возраст и уровень личностного развития воспитанников.

 

Логика усвоения воспитанником нравственных норм отражается в главных стадиях воспитательного процесса, которые образуют следующую структуру: 1) осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения; 2) знания должны перейти в убеждения; 3) воспитание чувств; 4) деятельность и поведение, соответствующие требованиям общества и культурным нормам.

 

Логика связи и зависимости между компонентами определяется структурой, которая включает: 1) проектирование; 2) организацию деятельности; 3) регулирование межличностного общения и его коррекция; 4) контроль и подведение итогов.

 

Логика деятельности педагога-воспитателя заключена в последовательности педагогических действий: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности.

Цель и содержание воспитания

Общество предъявляет системе образования определённые требования, связанные с подготовкой ребёнка к взрослой жизни. Систему этих требований принято называть социальным заказом. В самых общих чертах социальный заказ можно определить как воспитание человека, нужного и полезного обществу. Таким образом, социальный заказ выражает общественный идеал исторической эпохи. Однако в разные эпохи понятие «человек, нужный и полезный обществу» наполняется конкретно-историческим смыслом (рис. 5.2.).

 

Рис. 5.2. Идеал воспитания в разные эпохи

 

В современной педагогике в качестве доминирующей цели выступает формирование цивилизованной личности, сочетающей разностороннее развитие со способностью к социальной адаптации. По словам Н.Е. Щурковой, «школьное воспитание, определив целью ”личность, способную строить жизнь, достойную Человека“, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры, а не на уровне дикаря конструировать индивидуальный вариант жизни». Таким образом, в процессе воспитания развитие индивидуальности воспитанника неразрывно с социализацией личности, а основная, общая для всех школ и педагогов цель воспитания, определяемая социальным заказом – формирование личности, полезной обществу и способной добиться успеха.

 

Человек и общество в целом может существовать только в условиях, пригодных для его жизни. Сохранение таких условий на Земле в последние десятилетия оказалось под угрозой, поэтому поддержание экологического равновесия – социально значимая задача. Следовательно, социальная адаптация, сочетающая общественную полезность с личным успехом человека в обществе, в наши дни дополняется обязательным требованием бережного отношения к природе. Исходя из вышесказанного, наиболее общей целью воспитания сегодня является нужный и полезный для общества, способный к личному успеху человек, личность которого, развивается и самореализуется в гармонии с собой, природой и обществом.

 

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание обеспечивают комплексность воспитывающих влияний на ребёнка и позволяют формировать всесторонне развитую личность.

 

В настоящее время существует несколько подходов к содержанию воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

 

Е.В. Бондаревская, рассматривая воспитание школьников как процесс формирования гражданина, человека культуры и нравственности, предлагает следующие компоненты содержания воспитания личности человека как носителя культуры[1] (табл.5.1).

Таблица 5.1

Основные компоненты содержание воспитания по Е.В. Бондаревской

Направления воспитательного процесса Содержание воспитания
Воспитание свободной личности Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства, самоуважение. Самодисциплина. Честность. Ориентирование в духовных ценностях жизни. Свободный выбор содержания жизнедеятельности.
Воспитание гуманной личности Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм. Терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним. Стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни.
Воспитание духовной личности Потребность в познании и самопознании. Потребность в красоте. Рефлексия. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия и цельность внутреннего мира.
Воспитание творческой личности Развитые природные способности. Потребность в преобразующей деятельности. Знания, умения, навыки. Развитый интеллект. Интуиция. Жизнетворчество.
Воспитание практической личности Знание основ экономики. Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная грамотность. Владение языками. Знание народных и религиозных обычаев. Здоровый образ жизни, физическая закалка. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи.

 

 

Н.Е. Щуркова выделяет следующие компоненты содержания воспитания школьника:

 

- ценностное отношение к природе как общему дому человечества;

 

- ценностные отношения к нормам культурной жизни (к физической и гигиенической культуре, к культуре движений и поведения, к культуре экологической, духовной, правовой и экономической, к культуре умственного и физического труда);

 

- представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле;

 

- ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;

 

- образ жизни, достойной Человека (отношения к материальным и духовным ценностям на основе представлений о Добре, Истине и Красоте как главных характеристиках жизни, достойной Человека);

 

- жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.