Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Изучение исторических источников является обязательным условием формирования самостоятельных научных выводов






 

Изучение исторических источников является обязательным условием формирования самостоятельных научных выводов. История изучает про­шлое, которое может быть отделено от нас многими веками и даже тысяче­летиями. Если ученые-естественники в большинстве случаев не только мо­гут наблюдать интересующие их явления, но и воспроизводить их в лабораторных условиях, то исследователи-историки такой возможности лишены: если они не были участниками событий, то не в состоянии их ис­кусственно воссоздать, т. е. роль эксперимента в исторической науке крайне незначительна. Получить информацию о людях и событиях прошлого мож­но, лишь используя исторические источники. Не только специалисты-историки, но и социологи, антропологи, этнологи, психологи, искусствове­ды обращаются к историческим источникам, отыскивая в них необходимую информацию.

Источниковедение - это научная дисциплина, которая изучает различ­ные типы исторических источников и разрабатывает методы извлечения из них достоверных сведений об исторических явлениях и процессах.

Объектом изучения при этом являются совокупность исторических ис­точников и их различные классификационные группы, а также методы ис­следования и практические приемы их изучения.

Для чего студенту-историку изучать источниковедение? Каково его ме­сто в системе исторического образования?

Как бы предвосхищая подобные вопросы, французский ученый Лависс еще в 1884 г. писал: «Претендовать на то, чтобы факультеты ставили себе главною задачею приготовление к экзаменам, значит желать замены науч­ного образования дрессировкой».

Историческое образование не может сводиться просто к запоминанию какого-то минимума фактов и дат. Студент должен научиться научно мыс­лить, творчески осмысливать исторические события и знать, как добывать сведения об этих событиях, должен приобрести навыки научно-исследовательской работы в области истории.

И роль источниковедения в этом деле трудно переоценить.

В центре внимания источниковедов находятся вопросы происхождения и авторства источников, истории их возникновения и создания, методы ин-

терпретации и анализа их содержания, полноты и достоверности содержа­щихся в источниках свидетельств.

Работа с историческими источниками является одной из главных состав­ляющих исторического исследования. Умение работать с источником - не­обходимое качество для профессионального историка. Источниковедение призвано помочь овладеть приемами и навыками источниковедческого ана­лиза. А. Н. Соколов дает определение источниковедению как «творческой лаборатории или мастерской исторической науки».

Источниковедение по традиции рассматривается как вспомогательная историческая дисциплина. В некоторых теоретических исследованиях тер­мин «вспомогательная» заменяют на «специальная». Еще в 60-е гг. XX в. С. О. Шмидт высказал мнение, что «специальными» исторические дисцип­лины являются в зависимости от их предмета изучения (и соответственно специфической методики); «вспомогательными» - в зависимости от функ­ций в процессе исторического исследования.

Источниковедение объединяет результаты, добытые другими вспомога­тельными дисциплинами при изучении отдельных типов исторических ис­точников. Так, палеография (история письма) имеет дело только с рукопи­сями, дипломатика - с формулами документов, сфрагистика - с печатями, нумизматика - с денежными знаками, геральдика - с гербами, генеалогия -с родословными и т. д. Источниковедение же охватывает весь круг истори­ческих источников и опирается при этом на результаты, добытые остальны­ми вспомогательными дисциплинами.

Изучая содержание источников, классифицируя их, т. е. располагая в оп­ределенную систему, разрабатывая методы их изучения, источниковедение предоставляет материал для конкретных исторических исследований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.