Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектировочный расчёт валов редуктора






5.1 Выполняем предварительный расчёт валов редуктора по
допускаемым напряжениям на кручение:

 

где Т - крутящий момент на рассчитываемом валу, Н*м,

[τ ]-20...25 МПа- допускаемое касательное напряжение при расчёте на кручение [τ ]=20 МПа - для передачи вращающего момента с помощью муфты; [τ ]- 25 МПа - для передачи вращающего момента с помощью ценной передачи.

dв -выходной конец вала

расчётное значение округляем до ближайшего большего размера.

5.2 Под подшипники принимают значения dn= dв +(3...6) и округляют до стандартного числа заканчивающегося на 0 или 5.

5.3 Под ступицу колеса принимаем значение диаметра dв3=dn+ (4...6) и

принимаем ближайшее из стандартного размерного ряда (Таблица 3).

Уточняем расчетные значения dв с диаметром выходного вала.

dв-(0.8...1.0) dдв, если вал ведущий и вал двигателя соединены с помощью муфты.

 

 

Рисунок 1. Эскизы валов: а-вал-шестерня цилиндрическая, б-вал-шестерня коническая, в-вал ведомый.

 

Таблица 14-Механические характеристики для материалов червячных колес.

 

Марка бронзы или чугуна Спо соб отли вки Пределы Допускаемые напряжения при твёрдости червяка
        Прочн ости Текучее ти HRC< 45 HR045
    [σ в] [σ в] [σ of]' [σ -if]' [σ н]' [σ of]' [σ -if]' [σ н]'
Бр0Т0Ф1 П                
БрОЮФ! К                
Бр010Н1Ф1 Ц                
Бр05Ц5С5 П                
Бр05Ц5С5 К                
БрА9ЖЗЛ П         -     -
БрА9ЖЗЛ к         -     -
БрА10Ж4Н4Л П, К         -      
С410 П         -     -
С415 п         -     -
С418 П         -     -
С420 П         -     -
Примечание: К - отливки в кокиль; П - отливка в песчаную форму; L , - отливка центробежная.

Таблица 15-Значение коэффициента формы зуба Yf

 

Z или Zr                  
Yf 4, 28 4, 09 3, 98 3, 92 3, 88 3, 81 3, 80 3, 75 3, 70
Z или Zr                  
Yf 3, 66 3, 65 3, 62 3, 60 3, 60 3, 60 3, 60    

 

По ГОСТ 21354-75

 

Таблица 16-Коэффициент ширины венца колеса относительно межосевого расстояния ψ a=B2/aω по ГОСТ СЭВ 229-75

Расположение колёс ψ a
Симметрическое Несимметрическое Консольное одного или обоих Шевронные передачи Открытые передачи 0, 4... 0, 5 0, 25... 0, 4 0, 20... 0, 25 0, 4...0, 63 0, 1...0, 2

 

 

Таблица 17-Коэффициент Yf на делительном цилиндре червяка

 

Zn                    
Yf 2, 43 2, 41 7 32 2, 27 2, 22 2, 19 2, 12 * 2, 09 2, 08 2, 04,,

 

 

Таблица 18-Значение угла подъёма у на делительном цилиндре червяка.

Zi Коэффициент q
        12.5      
  7 07 5 43 4°35 4 05 3 °35 2°52
  14°02 11 °19 9°05 8°07 7°07 5 43
  20 °33 16°42 13 °30 12 °03 10°37 8 35
  26 34 21 48 17°45 15 °57 14°02 11 19

 

Таблица 19-Коэффициент деформации червяка θ

Zi Значение q
        12.5      
             
             
             
             

 

Таблица 20-Коэффициент динамичности нагрузки Kv.

 

Степень точности Скорость скольжения и», м/с
    до 1, 5 св. 1, 5 до 3 св. 3 до 7, 5 св. 7, 5 до 12
  - - 1, 0 1, 1
  1, 0 1, 0 1, 1 1, 2
  1Д5 1, 25 1, 4 -
  1, 25 - - -
По ГОСТ 3675-81 установлено 12 степеней точности для червячных передач; для редукторов общего назначения применяют 7-уюстепень точности.

 

Таблица 21-Значение коэффициента Кна для косозубых и шевронных передач

Степень точности Скорость скольжения ps, м/с
  До1        
    1, 02 1, 03 1, 04 1, 05
    1, 05 1, 07 1, 10 1, 12
  1, 06 1, 06 1, 13 - -
  1, 1 1, 13 - - -

 

Таблица 22-Значение коэффициента Кнβ

 

Ψ d Твёрдость поверхности зубьев
    НВ 350 НВ350
    I II III I II III
0, 4 1, 15 1, 04 1, 0 1, 33 1, 00 1, 02
0, 6 1, 24 1, 06 1, 02 1, 50 1, 14 1, 04
0, 8 1, 30 1, 08 1, 03 - 1, 21 1, 06
1, 0 - 1, 11 1, 04 - 1, 29 1, 09
1, 2 - 1, 15 1, 05 - 1, 36 1, 12
1, 4 - 1, 18 1, 07 - - 1, 6
1, 6 - 1, 22 1, 09 - - 1, 21
1, 8 - 1, 25 1, 11 - - -
2, 0 - 1, 30 1, 14 - - -
Примечание: I - Консольное расположение; II— Несимметричное расположение колеса; Ш - Симметричное расположение колеса.

Примечание: Кн=1 для прямозубых колёс.

 

Таблица 23-Значение коэффициента К ну.

  Окружная скорость υ s, м/с
Степень точности До 5      
  Степень точности
     
Прямозубая   1, 05 - -
    1, 10 - -
Косозубая и   1, 0 1, 02 1, 05
шевронная   1, 0 1, 07 1, 10

 

 

Таблица 24-Шпонки призматические по ГОСТ 23360-78, (в мм.)

 

Диаметр материала вала Сечение шпонки b× h Глубина паза Фаска х 45°
      Вала t1 Втулки t2    
Св. 10 до 12 4x4 2, 5 1, 8 0, 08...0, 16
Св. 12 до 17 5x5 3, 0 3, 3 0, 16...0, 25
Св. 17 до 22 6x6 3, 5 2, 8    
Св.22 до 30 8x7 4, 0 3, 3    
Св. 30 до 38 10x8 5, 0 3, 3 0, 25... 0, 40
Св. 38 до 44 12x8 5, 0 3, 3    
Св. 44 до 50 14x9 5, 5 3, 8    
Св. 50 до 58 16x10 6, 0 4, 3    
Св.58 до 65 18x11 7, 0 4, 4    
Св. 65 до 75 20x12 7, 5 4, 9 0, 40... 0, 60
Св.75 до 85 22x14 9, 0 5, 4    
Св.85 до 95 25x14 9, 0 5, 4    
Примечание: Длину шпонки выбирают из ряда: 6., 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 70, 80, 90, 100, l 10, 125, 140, 160, 180, 200...(до 500). Материал шпонки - сталь 45.

 

Таблица 25-Значение коэффициентов Кσ и Кτ для вала с галтелями.

        Валы из стали, имеющей , МПа    
D/d Z1/d                
    Кσ Кτ
  0, 02 1, 96 2, 08 2, 20 2, 35 1, 30 1, 35 1, 41 1, 45
  0, 04 1, 66 1, 69 1, 75 1, 81 1, 20 1, 24 1, 27 1, 29
  0, 06 1, 51 1, 52 1, 54 1, 57 1, 16 1, 18 1, 20 1, 23
до 1, 1 0, 08 1, 40 1, 41 1, 42 1, 44 1, 12 1, 14 1, 16 1, 18
  0, 10 1, 34 1, 36 1, 37 1, 38 1, 09 1, 11 1, 13 1, 15
  0, 15 1, 25 1, 26 1, 27 1, 29 1, 06 1, 07 1, 08 1, 09
  0, 20 1Д9 1, 21 1, 22 1, 23 1, 04 1, 05 1, 06 1, 07
св.1, 1. 0, 02 2, 34 2, 51 2, 68 2, 89 1, 50 1, 59 1, 67 1, 74
  0, 04 1, 92 1, 97 2, 05 2, 13 1, 33 1, 39 1, 45 1, 48
  0, 06 1, 71 .1, 74 1, 76 1, 80 1, 26 1, 30 1, 33 1, 37
до 1, 2 0, 08 1, 56 1, 58 1, 59 1, 62 1, 18 1, 22 1, 26 1, 30
    0, 10 1, 48 1, 50 1, 51 1, 53 1, 16 1, 19 1, 21 1, 24
  0, 15 1, 35 1, 37 1, 38 1, 40 1, 10 1, 11 1, 14 1, 16
  0, 20 1, 27 1, 29 1, 30 1, 32 1, 06 1, 08 1, 10 1, 13

 

 

Таблица 26- Значение коэффициентов Кσ и Кτ для валов с одной шпоночной канавкой.

 

Коэффициенты σ в, МПа
       
Ко 1, 6 1, 75 1, 80 1, 90
Кт 1, 5 1, 60 1, 70 1, 90

 

 

 

Сталь Диаметр вала d, мм
             
Углеродистая 0, 92 0, 88 0, 85 0, 82 0, 76 0, 70 0, 61
0, 83 0, 77 0, 73 0, 70 0, 65 0, 59 0, 52
Легированная 0, 83 0, 77 0, 73 0, 70 0, 65 0, 59 0, 52

 

 

Таблица 27-значение .

 

6. Конструктивные размеры зубчатых колес.

 

 
 
 
 
 

 
 
ступица


Конструктивные

элементы колеса: а-—цилиндрического; б—кони­ческого; а—червячного

 

 

Таблица28-Стандартные размеры фасок


  1. В проектируемых при­водах колеса редукторов получаются относительно небольших диаметров и их изготовляют из круглого проката или поковок Большие колеса открытых зубчатых передач изготовляют литьем или составными. Ступицу колес цилиндрических редукторов рас­полагают симметрично относительно обода, а ступица колес от­крытых цилиндрических зубчатых передач может быть располо­жена симметрично и несимметрично относительно обода. Ступица колес закрытых и открытых передач конического зацепления выступает со стороны большого конуса

Таблица 29-Конструкция цилиндрических зубчатых колес, мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элемент колеса Параметр Способ получения заготовки
а — круглый прокат, б— ковка в — ковка, г — штамповка д — литье, е — составные
Обод Диаметр da < \100 мм dа=100...500 мм dа > 500 мм
Толщина S=2.2m+0.05b2 S=2.2m+0.05b2; h=0.1b2; S0=1.2S; t=0.8h
Ширина b2 (см. пункт 4)
Сту­пица Диаметр внутренний d=dв3 (см. пункт 5)
Диаметр наружный dст= 1.55d при соединении шпоночном и с натягом
Толщина δ ст=0, 3d
Длина a-lст=b2 б-lст=(1, 0…1, 5)d lст=(1, 0…1, 5)d
lст (1, 0... 1, 2) d— оптимальное значение
Диск Толщина С=Ь2-(2…4) C'=0, 5(S+ δ ст)
Радиусы закруглений и уклон R R ; γ R ; γ
Отверстия См. табл.30

 

 

Рисунок 2. Конструктивные элементы цилиндрических колес

 

Примечания: 1. При определении длины ступицы Lст числовой коэф­фициент перед d принимают. ближе к единице при посадке колеса на вал с натягом и ближе к верхнему пределу-—при переходной посадке. 2. На торцах зубьев выполняют фаска размером /=(0, 6...0, 7)и с округлением до стандартного значения по табл.29. Угол, фаски α φ: на прямозубых колесах α φ =45°; на косозубых колесах при твердости рабочих поверхностей НВ< 350 α φ = 45°, а при НВ> 350 α φ = 15°.

 

Таблица30-Конструкция конических зубчатых колес, мм

 

  Элемент   Параметр
        Способ получения заготовки
        а — круглый прокат, б—ковка a—ковка, б—штамповка a—литье, б—составные
Обод L Диаметр dае dае > 120 мм dае> 180 мм
    Т Толщина S = 2, 5mte (me); S0≥ 1, 2mte (me)
    Ширина   b0=S b0=0.5b; см. пункт 4

 

 

 

 

 

 

Ступица Диаметр внутренний d=d3 (см. пункт 5)
Диаметр наружный dст=1, 55d при соединении шпоночном и с натягом
Толщина δ ст=0, 3d
Длина l ст=(1, 2…1, 5)d
Диск Толщина С определяется графически С = 0, 5(S+ δ ст)≥ 0, 25b
Радиусы за­круглений и уклон R R ; γ R ; γ
Отверстия См. табл. 31

 

 

Примечание.1 См. примечание 1 к табл.29. 2. На торцах зубьев выполняют фаски размером f=0.5mte(me) с округлением до стандартного значения по табл. 29. 3. Фаски снимают параллельно оси отверстия колеса. 4. Колеса конструируются со ступицей, выступающей за торец диска со стороны большего конуса; при этом размер K принимается конструктивно.

 

 

2. Червячные колеса (табл.3). По условиям работы изготовляют составными: центр колеса (ступица с диском) — из стали, реже из серого чугуна, а зубчатый венец (обод)—из антифрикционного материала.

При единичном и мелкосерийном производстве зубчатые венцы соединяют с центром колеса посадкой с натягом. При постоянном направлении вращения червячного колеса на на­ружной поверхности центра предусматривается буртик, и эта форма центра является традиционной. В современных конст­рукциях для упрощения процесса изготовления венца и центра буртик не делают, обеспечивая посадку венца на центр с натягом. При небольших скоростях скольжения v 2 м/с и малых диаметрах колеса его можно изготовить цельнолитым

 
 

 
 

 

 

Рисунок 3. Конструкции червячных колес

а и б—с напрессованным венцом (о — с натягом), в — цельное колесо из чугуна

Таблица 31-Размеры контструктивных элементов червячных колес

Диск

 

 

Элемент колеса Параметр Значение
Обод   Ступица Диаметр наибольший dвм2(см. п.4)
Диаметр внутренний dв=0, 9d2-2.5m; d2 и m (см. п. 4)
Толщина S=0.05d2; S0=1.2S; h=0.15b2; t=0.8h
Ширина b2 (см. п. 4)
Диаметр внутренний d=d3(см. п. 5)
Диаметр наружный Стальная dст = l, 55d чугунная dст = l, 6d при соединении шпоночном и с натягом
Толщина δ ст=0, 3d
    Длина l ст=(1…1, 5)d
Толщина C=0, 5(S+ σ ст)> 0, 25b2
Радиусы закруглений и уклон R ; γ
Отверстия d n0=4…6

Примечания: 1. См. примечание 1 к табл.30. На торцах зубьев выполняют фаски размером f=0, 5т с округлением до стандартного значения по табл. 29 3. Угол фаски α ф = 45°.

 

3. Валы-шестерни и червячные валы. Цилиндрические и конические шестерни при u≥ 3, 15 выполняют заодно с валом, а при U ≤ 2, 8 они могут быть насадными, если это конструктивно необходимо. Однако стоимость производства при раздельном исполнении вала и шестерни (червяка) увеличивается вследствие, увеличения числа посадочных поверхностей и необходимости применения того или иного соединения. Поэтому шестерни и червяки(рис.4) чаще всего выполняют заодно с валом

 

 

Рисунок 4 Быстроходные валы редукторов:

а-вал-шестерня цилиндрическая, б- вал-шестерня коническая; в-вал-червяк

 

Таблица 32-Значение Кσ и ε σ для валов с напрессованными деталями при

давлении напрессовки свыше 20 МПа.

 

 

 

 

 

 

 

d, мм σ в, МПа Примечание
       
  2, 0 2, 3 2, 6 3, 0 I. Для касательных напряжений Кτ /ε τ = = 0, 6Кσ / ε σ + 0, 4 II. При напрессовке 10-20 МПа снижать Кτ /ε τ на5...15%
  2, 35 2, 6 3, 0 3, 4
  2, 6 2, 8 3, 3 3, 8
  2, 7 3, 2 3, 65 4, 0
  3, 3 3, 6 4, 0 4, 5

 

Таблица 33-Диаметры валов, радиусы галтелей и размеры фасок.

 

  15...30 30...45 45...70 70...100 100...150
  1, 0 1, 0 1, 5 2, 0 2, 5
С 1, 5 2, 0 2, 5 3, 0 4, 0

 

Таблица 34-Значения [σ ]cm, МПа для шпоночных соединений.

 

 

 

 

Соединение Материал ступицы Характер нагрузки
Постоянная Переменная
Неподвижное Сталь    
Чугун    
Подвижное Сталь    

 

 

Таблица 35-Посадки радиальных шарико и ролико-подшипников классов 0 и 6.

 

 

 

 

Нагружение кольца Поля допусков
Валов Отверстий
При наг эужении
Внутреннего кольца Наружного кольца
Местное js6, h6, g6, f6 Js6, Js7, Н7
Циркулярное k6, m6, пб, js6 N7, М7, К7
Колебательное M6, K6, js6 К7, Js7, Н6

 

 

Таблица 36-Посадки в зависимости от регулирования колец

 

 

 

 

Вид нагружения колец Регулируемое кольцо Нерегулируемое кольцо
Поля допусков
Валов Отверстий корпусов Валов Отверстий корпусов
Циркулярное js6, h6 Js7 h6, m6, k6, js6 N7, М7, К7, Js7
Местное Кольцо перемещается по посадочной поверхности f7, g6, h6 H7
Кольцо не перемещается по посадочной поверхности js6, h6 M7, K7, H7 js6, h6 М7, К7, Н7

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.