Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)
2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.)
3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.)
4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.)
2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.)
3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)
4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.)
2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.)
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.)
4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)

Вариант 3

 

1. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.

1) Студент ушёл огорчённый.

2) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил

этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях,

налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот

удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.

3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем

тайна его музыкального гения.

4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги.

 

2. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 17-19: «(17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий»?

1) градация

2) фразеологизм

3) синтаксический параллелизм

4) сравнительный оборот

 

3. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Звонили, наверно, раз сто!

2) …все папины товарищи по институту стали, как назло,

главными врачами, профессорами или, в крайнем случае,

кандидатами медицинских наук.

3) Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если

бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы

столько звонили?

4) Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе

волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни

бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..

 

4. В каком варианте ответа средством выразительности является метафора?

1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.

2) А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки завязи будущих лапок.

3) Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чём дело!»

4) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и

вскармливал дитя.

 

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.

2) Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.

4) Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда, у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.

 

6. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую.

2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».

3) − Ассалам-алейкум, большой купец! − сказал он, щуря свои лукавые глаза.

4) − Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.

 

7. Укажите предложение, в котором содержатся синонимы.

1) Больше всего в письме только что прибывшего из командировки Ивана мне понравились слова: «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы, с портфелем.

2) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол.

3) Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить?

4) Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым.

 

8. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 23 – 28:

– На что еще жалуешься, молодой человек?

– Хи-хи! – кашлянул Илико. – Еще он немного того... – и он выразительно покрутил пальцем у своего виска.

– Да? Ну, сколько это? – спросил врач и поднес к моему носу растопыренную пятерню.

– Семь! – сказал я и украдкой показал Илико кулак.

1) просторечные слова

2) эпитет

3) метафора

4) слова научного стиля

 

Вариант 4

 

1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в

предложениях 20 – 24:

− Здравствуй! Что мы сегодня будем делать? − вопрошала она.

− Сегодня? Закончу вам прополку кукурузы, потом корову на выпас, потом сбегаю на дядину мельницу, а потом уроки, − говорил я, мешая русские и грузинские слова.

− Ну, валяй! − благословляла учительница, и я приступал к занятиям.

1) фразеологический оборот

2) эпитет

3) слова возвышенного стиля

4) гипербола

Ответ: __________________________________________________

2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в

предложениях 10 – 13:

– Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», – говорю я.

Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, я обязательно прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:

Через тысячу лет я тебя призываю: иди!

1) эпитет

2) неологизм

3) фразеологизм

4) слова разговорного стиля

Ответ __________________________________________

 

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в

предложениях 1 – 4:

Как-то я возвращался из школы. Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев, но я терпел.

Сил хватило ненадолго, я повесил сумку на сук, быстро очутился на дереве, на самой верхушке, и принялся за виноград.

– Эй, кто это расхищает колхозное добро?! – раздался вдруг грозный окрик.

1) синонимы

2) олицетворение

3) гипербола

4) слова научного стиля

Ответ: ____________________________________________________

 

4. Прочитайте предложения 22—28. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?

— (22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о че­ловеке, а ты замечательно улыбаешься!

(25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.

— (26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.

1)сравнение 2) однокоренные слова

3) разговорная лексика 4) антитеза

Ответ: ____________________________________________________

5. В каком предложении средством выразительности речи является инверсия?

1) Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..

2) Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка, принёс его к себе и теперь воспитывает.

3) Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.

4) Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.

Ответ: ____________________________________________________

 

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.

4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

Ответ: ____________________________________________________

 

7. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг

выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

Ответ: ____________________________________________________

 

8. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую.

2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».

3) − Ассалам-алейкум, большой купец! − сказал он, щуря свои лукавые глаза.

4) − Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.

Ответ: ____________________________________________________

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Место дисциплины в структуре образовательной программы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.