Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы организации финансов предприятия




 

Рис. 5.2

Финансовая самостоятельность проявляется в том, что предприятие:

— имеет собственные источники финансирования;

— самостоятельно выбирает источники привлечения заемных средств;

— самостоятельно выбирает направления и пропорции размещения собственных и заемных средств;

— имеет собственные источники получения доходов;

— самостоятельно выбирает направления расходов;

— самостоятельно определяет направления распределения и использования прибыли;

— может участвовать в совместной деятельности с другими предприятиями.

Самофинансирование является обязательным условием успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики и подразумевает полную окупаемость затрат (самоокупаемость), связанных с производством продукции и расширением производственно-технической базы предприятия за счет собственных средств. При этом каждое предприятие покрывает за счет собственных источников как свои текущие, так и капитальные затраты.

Средства предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

— амортизационных отчислений;

— прибыли, получаемой от всех видов деятельности;

— дополнительных взносов участников;

— внешних займов, в том числе эмиссии ценных бумаг.

Однако предприятия, выпускающие необходимую потребителям продукцию с высокими затратами на ее производство, но не обеспечивающие при этом достаточный уровень рентабельности, не могут профинансировать все расходы за счет собственных источников доходов. К ним относятся предприятия инфраструктуры, в том числе предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные, оборонные и др. В этом случае возможно бюджетное финансирование деятельности предприятий, в том числе получение ими бюджетных ссуд.

Заинтересованность в результатах финансово-хозяйственной деятельности выражается в получении прибыли. Государство, являясь заинтересованным в эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, создает такую экономическую среду, в которой выгодно производить товары и возможно получать прибыль и снижать издержки. На уровне отдельных работников, акционеров реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и части прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также путем выплаты дивидендов акционерам, процентов держателям облигаций.

Материальная ответственность означает наличие определенной меры ответственности предприятий за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Различают индивидуальную и коллективную материальную ответственность.



Индивидуальная материальная ответственность предполагает заключение договора конкретного материально ответственного лица с руководством предприятия, согласно которому это лицо несет ответственность за любую недостачу товарно-материальных ценностей. Перечень материально ответственных лиц определяется самим предприятием.

Для руководителей предприятий принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием, к примеру, налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия применяются меры воздействия: штрафы, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения дисциплины труда по соответствующим основаниям.

Коллективная материальная ответственность предполагает уже ответственность не конкретного лица, а коллектива (бригады, цеха, предприятия в целом). Так, предприятие несет материальную ответственность в форме уплаты пеней, штрафов, неустоек за нарушение условий договоров на поставку продукции, нарушение расчетной дисциплины, несвоевременную уплату платежей в бюджет, несвоевременные взносы в государственные внебюджетные фонды, нарушение условий кредитных договоров и др. В случае несвоевременного исполнения предприятием своих обязательств и обязанностей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения к предприятию может быть применена процедура банкротства. Дело о банкротстве по отношению к такому предприятию может быть возбуждено арбитражным судом, если задолженность в совокупности составляет не менее 100 тыс. руб.



 

Примечание. Банкротство (от итал. banco — банк и rotto — сломанный) — неспособность компании погасить задолженность. При этом право владения активами компании переходит от владельцев к держателям долговых обязательств. Формально банкротство наступает после вынесения судебного решения о неспособности должника выполнить свои финансовые обязательства. Судебное решение выносится либо по просьбе самой компании (добровольная ликвидация), либо по требованию ее кредиторов (принудительная ликвидация). В нашей стране используются два признака банкротства:

1. Сумма долга в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) для юридического лица не менее 100 тыс. руб.

2. Просрочка в уплате долга более чем на 3 месяца.

Указанных признаков достаточно для общего случая банкротства.

 

Обязательным элементом финансово-хозяйственной деятельности предприятия является финансовый контроль. С одной стороны, финансовый контроль — это обязательный атрибут любого процесса производства. С другой стороны, финансовый контроль — это принцип организации финансовой деятельности. И в этом смысле он исследуется в данном контексте.

По своему содержанию финансовый контроль — это система действий и операций по проверке финансовых и смежных вопросов деятельности субъектов хозяйствования специальными методами.Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных средств на разных уровнях. Сфера финансового контроля охватывает все операции с использованием денег, в некоторых случаях без них (например, бартерные сделки). В процессе финансового контроля проверяют соблюдение целевого характера использования средств, разработку и исполнение бюджетов, платежеспособность, правильность уплаты налогов и пр. В задачи финансового контроля входят обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности, предупреждение неплатежеспособности и банкротства, выявление внутренних резервов, повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов, проверка правильности ведения бухгалтерского учета, определение размеров ущерба, исследование возможной ответственности менеджеров.

 

Примечание. Формы проведения финансового контроля. Различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) контроль.

Негосударственный финансовый контроль проводится без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный финансовый контроль производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств.

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 863 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696».

 

Методы проведения. Анализ финансовой деятельности. Проверки. Надзор. Ревизии. Обследования. Наблюдение (мониторинг). В качестве примера рассмотрим некоторые из методов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина России, Казначейство, Банк России, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

 

Все принципы организации финансов предприятий постоянно развиваются, и для их реализации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений, конкретной экономической обстановке в стране.

Вместе с тем реальная практика ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятий свидетельствует о том, что многие из указанных принципов нарушаются. В качестве примера можно привести данные о количестве убыточных организаций по различным видам экономической деятельности (см. табл. 5.2).

Таблица 5.2

Удельный вес убыточных организаций по видам экономической деятельности (в процентах от общего числа организаций)

Вид экономической деятельности 2003 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Всего 43,0 36,4 28,3 32,0 29,9 28,1
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 53,3 42,3 23,8 29,3 29,7 23,1
Рыболовство, рыбоводство 54,9 49,6 37,0 26,9 31,1 21,5
Добыча полезных ископаемых 48,2 40,4 37,6 43,7 38,3 31,1
Обрабатывающие производства 43,4 36,6 29,2 34,7 29,5 26,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 59,5 53,8 46,4 42,6 44,5 49,5
Строительство 42,4 34,0 24,1 31,5 29,2 25,8
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 31,6 26,9 23,6 26,4 21,8 19,9
Гостиницы и рестораны 36,7 27,7 23,3 33,8 29,5 26,8
Транспорт и связь 46,4 40,6 34,0 37,9 36,6 37,0
Финансовая деятельность 34,3 34,2 43,0 35,2 34,0 27,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 39,8 35,6 28,3 31,1 31,5 26,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 34,5 26,2 18,9 29,4 25,3 17,8
Образование 38,5 31,0 21,5 23,6 25,0 20,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 36,0 27,0 25,3 26,8 31,4 28,0
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 41,6 36,9 27,9 30,7 29,1 35,8

Источник: Россия в цифрах. 2012 (2003 — 2010 гг. — по данным бухгалтерской отчетности). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135075100641.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал