Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Молодая семья как особая социальная категория






 

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Одновременно – социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организация учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др16.

Так как семья – органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, невозможно исследовать или описать ее каким-либо одним способом, или воздействовать на одно обособленное звено.

Семейная жизнь – процесс, который разворачивается во времени и идет в социальном окружении. Семья – один из самых консервативных социальных институтов, она противится изменениям, иногда может создаться впечатление, что волны общественных перемен обтекают ее, как остров в бурном море.

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества.

Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста17.

Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет, граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

Социально-экономический кризис в стране, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что наибольший процент разводов приходит на семью, прожившую менее 3-5 лет18. Демографический кризис можно наглядно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключенных браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей.

Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения. Высокий процент молодых браков – следствие наступившей беременности или рождения ребенка. Среди молодежи «бытует» искаженное представление о браке, семье. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака. В ряду приобретенных жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, ценность брака молодые также определяют наличием детей.

Среднедушевой доход молодых семей в 1, 5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 69% из них живут за чертой бедности, причем каждая третья молодая семья с трудом сводит концы с концами19.

Причем характер и динамика социальных процессов, происходящих в молодежной среде, свидетельствуют о том, что некоторые из этих тенденций стали приобретать все более устойчивый характер, к их числу относятся:

-углубление социального расслоения в молодежной среде, наблюдается заметная девальвация понятий патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей;

-заметное снижение возможности участия молодежи в экономическом развитии (доля молодых людей в составе безработных остается высокой и составляет 30 %, продолжается перераспределение молодежи из сферы материального производства в сферу обслуживания и обращения; падает социальная ценность труда);

-ухудшение материально-бытового положения молодых семей (40% из них имеют доходы ниже прожиточного минимума);

-проблема профилактики правонарушений со стороны молодежи (практически каждое 11-е преступление приходится на долю молодых людей; 73, 3% совершенных преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких, более половины из нх (62, 3%) приходится на имущественные преступления, что свидетельствует о неудовлетворенности части молодежи своим материальным положением; происходит феминизация подростковой преступности; на сегодняшний день уже более 10% преступлений среди подростков совершается малолетними девушками, и этот процесс имеет тенденцию роста)20.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что носителями негативных тенденций являются молодые люди, которые в ближайшей перспективе будут стоять перед проблемой создания семьи и воспитания детей. К сожалению, эти негативные явления не обходят стороной и уже созданные молодые семьи.

Все это отрицательно сказывается на выполнении молодыми семьями своих социальных функций и заметно осложняет проблемы рождаемости.

Общественное мнение утверждает, что брак без детей нельзя считать полноценным (79% населения)21.

У молодежи сложилось устойчивое представление, что лишь однодетная семья, максимум двухдетная отвечает современной действительности.

Особенность молодой семьи состоит в том, что помимо социально-экономических проблем супруги испытывают сложности в психологической сфере отношений. Этап психологической адаптации к семейной жизни является одним из ключевых в процессе становления семьи. От того, насколько успешно супруги его пройдут, во многом зависит сохранение и стабильность семьи, поскольку до 70% разводов происходит в течение первых 5 лет совместной жизни22.

В настоящее время отмечается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи.

Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Повлияло также повышение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления.

10-15 лет назад студенческая семья считалась обычным явлением, что было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией, умеренной платой за общежитие, т.е. государство стимулировало создание студенческих семей.

Нестабильность студенческих семей менее заметна, чем например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, так как приводит к разбитым надеждам, судьбам, заброшенным детям.

Изменения, происходящие в последние несколько десятилетий с семьей, вызывают различные оценки исследователей. Анализ тенденций развития молодой российской семьи приводит специалистов к мнениям, множество которых можно объединить в три основные группы:

- идет нормальная трансформация традиционной семьи в современную под влиянием социокультурной модернизации. Сторонники данной точки зрения опираются на происходящие изменения – формирование качественно новых отношений в рамках института семьи обусловленных изменением места и роли женщины в производстве и обществе, отношений, основанных на уважении права каждого из супругов на индивидуализацию и полную личностную самореализацию в профессиональной и общественной жизни. Развитие молодой семьи переживает такой этап, прохождение которого обусловит рождение нового типа семьи - с новой функционально-ролевой структурой и качественно иными отношениями между супругами;

- в России происходит кризис института семьи, глубокая деградация в революционной форме. Данная точка зрения основывается на фактах постепенной передачи семьей своих функций другим социальным институтам и возрастающей эффективности реализации семейных функций каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга. Нет ни одной функции семьи, которая не могла бы реализоваться вне супружеского союза, с другими партнерами. Негативная статистика разводов, увеличение числа людей зрелого возраста не вступающих в брак, дают основания сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института;

- трансформация семьи – мировой процесс, кризис – условие, в котором происходит модернизация российской семьи.

Большинство ученых выделяют несколько особенностей современной молодой семьи:

-повышение роли родительства. В современном обществе, когда период детства удлиняется, на родителей возлагается ответственность за обучение и воспитание детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества до окончания школы, а в некоторых случаях – до завершения высшего образования;

- основой супружеского союза становятся любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Отсутствие любви и эмоциональной поддержки в семье начинает рассматриваться как личное несчастье и нереализованность, а потому отсутствие данного непременного условия приводит нередко к разрыву семейных отношений;

- все более яркой особенностью современных семейных отношений становится их демократизация и эгалитаризация. Все больше наблюдается переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке. Для таких семей характерны общность семейных и личных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи. В связи с этим у многих женщин появляются большие возможности для занятий карьерой, что приводит к появлению нового типа семей в российском обществе - бикарьерные семьи, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации;

-легкость, свобода в заключении и расторжении брака, правовые, этнические, религиозные социально–психологические барьеры для расторжения брака в современном обществе сведены до минимума. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. В связи с этим наблюдается рост разводов, причем даже в тех регионах, в которых долгое время сохранялись достаточно крепкие семейные устои. Напрямую с отрицательной динамикой разводимости связано число детей - социальных сирот, девиантного поведения, беспризорников и т.д.;

-произошло изменение структуры семьи, партриархальные, многопоколенные семьи все больше сменяются нуклеарными семейными союзами. Характерной особенностью современного общества становится снижение рождаемости, увеличение числа бездетных семей (как следствие медицинских показаний по состоянию здоровья родителей, а также нередко как осознанный выбор супругов жизни без детей).

Наряду с объективно существующими тенденциями в развитии семьи, отражающими необходимость пересмотра роли женщины в современном обществе, учета ее вклада в совокупную общественную практику, демографических изменений и развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общества, существует мифологизация процессов развития семьи, а именно: искажение и неадекватная интерпретация происходящих изменений в семье как социокультурном институте, обесценивание семьи, составляющее определенные помехи для создания и функционирования гармоничной семьи.

Таким образом, современные изменения молодой семьи по своим историческим последствиям грандиозны. Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и дальнейшее функционировнаие обеспечивается демократической тенденцией в области семейных отношений.

 

1.1 Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья»

 

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

В классическом понимании «брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и детям»23. А семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью24. Эти два понятия неразрывно связаны с понятием социальная проблема, то есть «существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов»25.

Интересно заметить, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или в крайнем случае на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.

При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и людей других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.

Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Молодая семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Молодая семья является своеобразной моделью общества, всех ее социальных связей и отношений.

Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

В разных исследованиях специалисты по-разному определяют понятие «молодая семья», предлагая как обывательские формулировки, так и научно-обоснованные с указанием четких критериев отнесения семьи к группе молодых семей.

Молодая семья в ХХI веке –достаточно слабо изученный объект социологического познания. Молодая семья – совершенно особая социальная структура. Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. В 2006 году их насчитывалось более шести миллионов (около 20 миллионов граждан России)26. Представляя собой классический союз мужчины и женщины, молодая семья, тем не менее, подчиняется собственным закономерностям функционирования и развития.

Во-первых, этот период – специфический возрастной этап, когда совпадают период создания семьи и прохождение определенных ступеней социализации, связанных с получением образования, поиском работы, профессиональным самоопределением. От того, насколько успешно пройдут молодые супруги этот этап семейной жизни, во многом зависит стабильность и прочность семейного союза в будущем.

Вторая особенность – недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, как следствие, зависимость от родителей. Последнее усугубляет ситуацию в том смысле, что порождает инфантилизм и иждивенчество молодых. Излишняя забота родителей, гиперопека в условиях малодетности мешают молодым супругам осознать всю взрослость, ответственность за свою семью. Они стараются не обременять себя в случае возникновения проблем, конфликтов в семейной жизни, мало прилагают усилий для их разрешения, потому что наиболее легкий способ их решить –это развод и, как следствие, возможность вернуться в родительскую семью.

У молодой семьи есть еще две особенности, а именно:

- объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью укоренения семейной жизни: финансовых вложений и приобретение жилья и организацию быта;

- необходимая психологическая адаптация к семейной жизни в силу специфического возрастного периода в жизни семьи.

Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Нам, например, может казаться противоестественным практикуемое в некоторых современных обществах заключение брака по сговору, когда будущие супруги практически заранее не встречаются. Как они могут знать, нравятся ли они друг другу или нет? Почему никто не интересуется их чувствами и симпатиями? Однако наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют, как и мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями. Стоя на позициях этноцентризма, мы жалеем молодых людей в других обществах потому, что при выборе партнера они не имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, лишенных родительской опеки. Но и те, и другие молодые люди не чувствуют себя нуждающимися в жалости.

Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избегания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, т.е. формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.

Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительной степени этноцентрично. Многие в нашем обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Это считается неслыханной жестокостью и вызывает возмущение (возможно, это чувство навеяно некоторыми фильмами о восточных владыках). Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус - в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.

Что делать в том случае, когда супруги не могут по разным причинам нормально существовать совместно? Сменить партнера по браку мешает совместная собственность, общие дети. Кроме того, обществу невыгодна любая нестабильность института семьи. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Есть, правда, отдельные общества, где в случае затруднений в совместной жизни муж просто собирается и уходит, а жена через определенное время выставляет его вещи за дверь. Однако это редкое исключение; большинство же обществ стремится сделать развод весьма болезненной операцией. Особенно это касается тех обществ, где партнер по браку выбирается родителями. Очень часто в тех обществах, где большое значение имеет родственная семья, воспитание ребенка в случае развода частично берут на себя братья, сестры, дяди или тети. В нашем обществе с сильным акцентом на индивидуальную любовь при выборе партнера и при ярко выраженном приоритете нуклеарной семьи развод чаще всего влечет за собой трагические последствия как для детей, так и для взрослых.

Молодая семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Молодая семья является своеобразной моделью общества, всех его социальных связей и отношений.

В российском законодательстве к молодым отнесены семьи, находящиеся в браке до 3-х лет после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брак), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Говоря о молодой семье, можно иметь в виду семью, в которой специфика взаимоотношений и функционирования обусловлена молодым возрастом и присущими этому возрасту проблемами.

Необходимо отметить, что невозможно дать однозначное определение молодой семье для всех областей знания. В области юриспруденции необходимо точно разграничивать основные критерии, такие как возраст супругов. В других областях упоминание в определении только одного критерия недостаточно, необходимо определять также стаж брака, его очередность, юридическую оформленность.

Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности:

1. Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности.

2. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью укоренения семейной жизни: финансовых вложений в приобретение жилья и организацию быта.

3. Специфический возрастной период членов семьи.

4. Необходимая психологическая адаптация к семейной жизни.

От того, как успешно будет пройден данный период, во многом зависит сохранение и прочность семейного союза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.