Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ пьес «Гроза» и «Бесприданница» (далее – Г. и Б.) О. - островский






Г. – приближение реформ, Б. – осмысление реформы и разрушение рус.общества.

Б. – это переработка Г. в новых условиях. Действия пьес происходят на Волге в вымышленных городах.. (Г. – Калинов, Б. - Бряхимов У 2 пьес схожая кольцевая композиция 0 начало и конец пьес происходит в общем месте. Автор показывает, что меняется в этих городах. В ремарках ав. показывает, как поменялся не только внешний образ городка, но и его традиции. Дом Кабановых в Г. не виден на фоне общих декораций - действие происходит на лавочке, жизнь течет по-старинке, за домом-овраг. В Б. Лариса, увидев за окном цыгана, зовет его – в новой жизни люди стали более открыты миру, началось социальное расслоение, состоятельным людям не принято показываться плохо одетыми.

Меняется и облик города. В Г. показаны лишь трактиры, в Б. – кофейни, рестораны, набережная. Но нет присутствия Бога в душах людей, нет храмов. Одно действие в Г. происходит в полуразрушенной церкви – символ духовной бедности города и людей – символ уходящего. В Б. нет никакой церкви и даже намека на нее, главное – деньги. В Г. движение пьесы измеряется от одного церковного праздника до другого. Тихон – муж Катерины уезжает на летнюю Казанскую – большой церковный праздник, начинаются ярмарки. Кульминация пьесы также происходит в праздник. Кабаниха требует от Катерины соблюдение норм религиозной морали - оплакивать отъезд мужа. В Б. ничего подобного нет, есть только деньги и разврат, норм греха здесь не существует.

Автор показывает как меняется отношение людей к технич.прогрессу. В Г. его боятся, в Б. используют для приумножения прибыли. Меняется и уровень образования в Б. – купцы знают иност.язык, посещают выставки в Париже.

Образ Паратов из Б. – человек нового времени. Из дворянской среды пытается выйти в среду предпринимателей. Изменяется психология дворян, с купцами ранее они не общались, теперь купцы считаются с дворянами равными.

Катерину(купеческая дочь) замуж выдали за нелюбимого человека – Тихона, попадает в атмосферу жестокости. Ее душа рвется на свободу, поэтому она влюблятся в Бориса. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...»

Образ Ларисы из Б. – внешне у Л. Выбор есть, к ней ходят много женихов, но на самом деле она бесприданница, влюблена в богатого Паратова(который ее кинул). Про ее отца ничего не сказано, но можно по одежде понять, что она из круга обедневших дворян. Лариса общается с цыганами.

Катерину из Г. воспитывали в трогих нормах, у Ларисе же норм никаких и нет, если она о них и знает, то только из книг. Ее сравнивает с вещью – Кнуров и Вожжеватов разыгрывают ее в Орлянку, она и потом сама сравнивает себя с вещью: «Если уж и быть вещью, так дорогой».

Представления о любви в пьесах различны. В Г. любовь становится в один ряд с жалостью (понимание любви русского человека, женщины в частности). Внимание Катерины привлекает человек, кот.отличается от других внутрене – Борис.Катерина жалеет и Тихона и Бориса. Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить.Лариса же воспитывалась на любоыных романах, она не умеет жалеть Карандышева, ей все равно на него. Хотя он пытается сделать для нее хорошее. Она унижает его и оскорбляет. Карандышев - маленький жалкий человек, нелепый, но и любовь к Л. У него имеется. Л. Это не нужно.

К. религиозна, но не фанатична. Измена мужу дается ей трудно с моральной точки зрения. К.боится смерти, но в конце пьесы уже ждет ее, уходит к Богу, так как он более милосердев. Ее самоубийство носит ритуальный характер. Вода в языч.представлении – очищающая сила. В воде несчастные девушки в любви обретают новую жизнь – поверия о русалках.

У Л. В 1 действии есть мысль о самоубийстве. Но убить себя она не может, однако, выстрел К. воспринимает как благодарность судьбы. Она говорит, что убила себя сама, никто не виноват. Другой оттенок слов «я не виновата» - то что она ориентировалась на вымысел, а не реальность.

Названия городов. В Г. Калинов – вымышленный город, Калина – символ горькой любви. В Б. Бряхимов – реально сущ-ий город в рус.средневековье – там жили кочевники.

В Г. мы видим песни народные, нар.культура. В Б. – городские романсы и цыганские песни.

Образование – в Г. Дикой не знает Державина и лит-ры. В Б.люди образованны.

Роль бытовых деталей – белый платок Катерины и пистолет Карандышева – он должен выстрелить.

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией. Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).

Выводы

«Гроза» и «Бесприданница» — лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества до реформы и после. Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.

. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком - символическом - смысле слова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.