Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История педагогики и образования






История педагогики и образования как область научного знания. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Связь истории педагогики и образования с другими отраслями педагогики.

Связь истории педагогики и образования с историей материальной и духовной культуры.

Ян Амос Коменский (1592− 1670) – основоположник традиционного обучения.

Я. А. Коменский и демократическое движение XVII в. Историческая обусловленность создания системы традиционного обучения. Сущность традиционного обучения. Цель, принципы, содержание, методы, организация обучения. Классно-урочная система обучения. Педагогические взгляды и деятельность Я. А. Коменского. Педагогические концепции Я. А. Коменского как органическая часть его плана переустройства человеческого общества. Педагогическая система Я. А. Коменского.

Принцип природосообразности – основа педагогической системы Я. А. Коменского. «Великая дидактика» (1632), «Открытая дверь к языкам» (1631), «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» (1658), «Пансофическая школа» (1651).

Цель воспитания. Возрастная периодизация и система обучения. Требования к учителю. Значение педагогических взглядов Коменского для развития системы общего и специального обучения.

Й. Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения.

Биография Й. Г. Песталоцци (1746− 1827). Работа в Нейгофе, Станце и Ивердоне. «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матери», «Азбука наблюдения» «Наглядное учение о числе».

Теории и системы первоначального обучения детей. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования – развивающее обучение в лучших учебных заведениях Западной Европы.

Идея необходимости трудового воспитания в трудах философов эпохи Возрождения. Трудовое образование в системе «элементарного образования» Йоганна Генриха Песталоцци (1746− 1827).

Труд как средство всестороннего развития ребенка. Значение идей Песталоцци для развития трудового воспитания и обучения в разных типах школ.

К. Д. Ушинский и российская школа.

Идея народности в воспитании и педагогике России в XIX в. Константин Дмитриевич Ушинский (1824− 1870) о педагогике как науке и о воспитании как искусстве. Идея народности воспитания. Критика классицизма и защита естественнонаучного образования.

Разработка К. Д. Ушинским вопросов дидактики. Обогащение К. Д. Ушинским идеи развивающего обучения. Готовность к обучению в понимании К. Д. Ушинского. Понимание К. Д. Ушинским народности в общественном воспитании и обучении.

Учебные книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир». Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике («Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»). Проблема подготовки учителя народной школы.

Влияние идей К. Д. Ушинского на развитие теории и практики образования и воспитания и педагогической мысли народов России. Народные традиции в воспитании и обучении. Официальная доктрина в области воспитания в России XIX в. – «самодержавие, православие, народность» (С. С. Уваров).

Социалистические преобразования российской школы в 1917− 1941 гг.

Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Декреты о школе (Положение о единой трудовой общеобразовательной школе, Основные принципы единой трудовой общеобразовательной школы). Наркомпрос РСФСР.

Экспериментальная деятельность советской школы в 1920− 1930-х гг. (бригадно-лабораторный план, комплексный метод). Переход на традиционную (урочную) систему обучения в 1931 г. Всеобуч. Культурная революция. Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в советской школе 1920− 1930-х гг.

Педагогические взгляды и деятельность А. С. Макаренко

Жизнь и педагогическая деятельность Антона Семеновича Макаренко (1888− 1939). Практическая педагогическая деятельность в трудовых исправительно-воспитательных учреждениях: в колонии имени А. М. Горького и в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.

Создание концепции коммунистического воспитания. Литературно-художественные и научные труды Макаренко: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш тридцатого года», «ФЭД», «Книга для родителей», Лекции о коммунистическом воспитании». Развитие идей Макаренко (Людмила Ивановна Новикова).

Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования

Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны.

Развитие общеобразовательной школы в конце 40-50-х гг. Введение семилетнего всеобуча. Создание профессионально-технических училищ (ПТУ).

«Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.). Организация производственного обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе в конце 50-60-х гг. Переход ко всеобщему среднему образованию во второй половине 60-х начале 70-х гг.

Поиски практическими работниками школ путей повышения эффективности обучения.

Развитие педагогической науки. Деятельность Академии педагогических наук. Усиление с начала 60-х гг. внимания к разработке теоретических проблем школьного воспитания и обучения.

Поиски путей гуманизации воспитания и реформирования деятельности общеобразовательной и профессиональной школы. Педагогическая система В. А. Сухомлинского, педагогические идеи Ш.А. Амонашвили. Патриотическое, гражданское воспитание в педагогической деятельности и творчестве В.А. Сухомлинского.

Альтернативное образование.

Критика традиционной школы представителями реформаторской педагогики.

Методические идеи Марии Монтессори (1870− 1952).

Педагогика Селестена Френе (1896− 1966), Алена (1868− 1951). Петер Петерсен (1884− 1952) и его Йена-план.

Сельские общины, школы-лаборатории.

Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и в России в современный период.

Идеи Болонского процесса. Развитие системы образования в России и за рубежом.

Гуманизация образования и воспитания. Современная теория и практика образования и воспитания. Инновационные подходы к развитию образования. Воспитание в духе мира и прогресса, толерантности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.