Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческие риски при подготовке и реализации управленческих решений






Управленческая деятельность связана с риском, т. е. с вероятностью возникновения побочных эффектов, неблагоприятных результатов. Поэтому люди, принимающие и реализующие решения, должны уметь разрабатывать средства, с помощью которых можно либо уменьшить возможность их появления, либо локализовать негативные последствия. Такого рода действия называются системой менеджмента риска или управлением риском.

Риск – это возможность опасности, неудачи и приобретений, выигрыша в предсказании результата. С риском связаны процессы развития – как прогресс, так и регресс [19, с. 164]. Риск есть вероятностная категория, и характеризовать и измерять его следует как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Следовательно, оценка риска предполагает измерение возможного уровня потерь, с одной стороны, и вероятности их возникновения – с другой [18, с. 93].

Как правило, риск оценивают в производственной, управленческой, инвестиционной, кредитной и рыночной деятельности. Таким образом, управленческий риск является частью более широкого набора рисков.

Управленческий риск – принятая руководителем на себя ответственность за реализацию разработанного управленческого решения без полной уверенности (гарантии) в конечном положительном результате.

Управленческие риски составляют часть общих рисков компании. Они представляют собой набор желательных или нежелательных вызванных управленческими решениями ситуаций, которые могут возникнуть либо при реализации решений, либо спустя некоторое время. Управленческие риски включают в себя организационные, коммерческие (экономические), технологические, социальные и правовые риски:

1) организационные риски связаны с решениями по выбору формы и места расположения организации при ее регистрации, построению структуры организации, распределению прав, обязанностей и ответственности среди персонала;

2) экономические риски связаны с выбором методик расчета и обоснования бизнес-плана и отчетности;

3) технологические риски связаны с выбором и реализацией технологий управления (управление по целям, по результатам, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях и др.), а также организационно-информационной техники;

4) социальные риски связаны с выбором и реализацией методик воздействия на персонал при индивидуальном и коллективном подходе;

5) правовые риски связаны с выбором и реализацией базовых для фирмы законодательных актов и положений, форм контрактов и сотрудничества, зарубежных партнеров.

 

Управленческий риск оправдан только в том случае, если руководитель обладает специальными качествами – инициативностью, осторожностью, смелостью и большой компетентностью в решаемом вопросе, и принимает решение на базе глубокого анализа сложившейся ситуации.

Управленческий риск имеет объективную и субъективную стороны: первая характеризуется изменяющимися условиями хозяйствования; вторая – отражает зависимость принимаемых решений от воли, сознания, компетентности руководителя. Следовательно, управленческий риск есть противоречивое единство объективного и субъективного начал.

Управленческий риск (в дальнейшем – риск) рассматривается по всей цепочке разработки и реализации УР. Риск определяет соотношение двух полярных результатов: отрицательного (полный срыв запланированного) и положительного (достижение запланированного). Обычно риск оценивается дискретно либо как соотношение пары чисел (например, 1: 9; 20 %: 80 % и т. д.), либо как процент отрицательного исхода (например, 0, 01 %).

Если в записи риска присутствует только одно число, то по умолчанию оно обозначает возможность выполнения предмета риска.

Риск прямо связан с неопределенностями при РУР. Если неопределенность равна нулю (полная детерминированность), то риск оценивается как нулевой (никакого риска нет). В быту риск обычно связывают с проявлением отрицательных результатов. Поэтому, когда говорят об отсутствии риска, то имеют в виду нулевой риск. Если неопределенность очень высока (ненадежные данные, неквалифицированные специалисты), то риск может быть максимальным: 100 %, или 1. Часто для придания позитивного или негативного оттенка в записи риска указывают дополнительную информацию.

Например, риск возврата кредита (предмет риска) при условии изменения курса доллара в диапазоне 30–32 руб. за 1 долл. (дополнительная информация) составляет 70 % (величина риска). Для каждого уровня неопределенностей характер изменения риска свой (рис. 1).

При низком уровне неопределенностей риск растет незначительно и часто им можно пренебречь. Средний и высокий уровни неопределенностей существенно повышают риск получения отрицательного результата. Сверхвысокий уровень не оставляет надежды на положительные результаты.

(Н – низкий уровень, Ср – средний, В – высокий, Св – сверхвысокий)

Рис. 1 Характер зависимости риска от уровня неопределенностей

В деятельности персонала организации риск, в той или иной степени, проявляется и учитывается. Это один из обязательных элементов деятельности менеджера или специалиста при разработке, выборе и реализации управленческого решения. Предметом риска может быть производственный процесс, структура и методология управления, ход выполнения договорных обязательств, имущественный комплекс организации, персонал, финансово-хозяйственная деятельность. Риск может привести как к потерям и новым опасностям, так и к приобретениям и удачам.

Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике организации. Последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке: разработка – выбор – организация – исполнение решения [19, с. 164–166].

Управление рисками – сравнительно новая и динамично развивающаяся сфера профессиональной деятельности современного менеджмента. В организациях создаются специальные должности риск-менеджеров, которые участвуют в анализе, обосновании и принятии рискованных решений [18, с. 107]. Управление рисками – это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятельности организации при принятии ошибочных по разным причинам решений. Рыночные отношения вносят существенный элемент тревоги в деятельность руководителей и собственников.

Управление риском включает шесть стратегий [19, с. 164–167]:

уклонение от деятельности, содержащей определенный риск;

принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда);

распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;

создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;

продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику;

сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например, создание системы пожаротушения, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т. д.

 

Наиболее распространенными приемами для снижения степени риска являются: диверсификация, получение дополнительной информации о ситуации принятия решения, лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита, страхование [12, с. 273].

Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (рис. 2).

Рис. 2 Инструментарий снижения влияния риска

Уменьшение отрицательной составляющей риска и закрепление положительной могут быть достигнуты применением различных методов: экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических и идеологических.

Экономические методы основаны на использовании совокупности экономических стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполнения решения. Организационно-распорядительные методы основаны на разработке и соблюдении:

регламентов в структуре и деятельности организации;

регламентов в работе с партнерами и внешними условиями;

дисциплинарных мер стимулирования и ответственности.

 

Социально-психологические методы предусматривают:

развитие благоприятной среды коммуникаций;

побуждение к благородным мыслям и поступкам;

повышение эффективности в деятельности коллектива и личности.

 

Идеологические методы основаны на:

формировании и поддержке современных общечеловеческих моральных норм и ценностей;

поддержке традиций и лояльности работников к своей организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.