Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР-3 уровня в игровой деятельности.

Уважаемые педагоги!

Представляю Вашему вниманию несколько новых вариантов использования моего " Чудесного бочонка" для развития эмоционального словаря у детей. страдающих тяжелой речевой патологией.

Коррекционно-развивающая игра «Чудесный эмоциональный бочонок» предназначена для детей 5-7 лет с диагнозом ОНР-3 уровень.

Цель: формирование эмоциональной лексики.

Задачи:

Коррекционно-педагогические:

1. Учить детей узнавать по характерным признакам, называть и изображать различные эмоциональные состояния.

2. Активизировать мимические мышцы лица.

3. Вырабатывать длительный речевой выдох.

4. Закреплять свистящие звуки С, З, Ц в словах.

5. Расширять словарный запас по теме «Тело человека», обогащать словарь признаков.

6. Формировать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать словарную память.

2. Развивать у детей навыки словообразования и словоизменения.

3. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «МОЙ» с существительными в роде, числе и падеже.

4. Развивать фразовую речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности.

2. Воспитывать умение управлять своими чувствами.

3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга, играть в коллективе сверстников.

Материал к игре:

1. Бочонок, изготовленный из пластмассовой банки с наклеенными по бокам эмоциями: радость, грусть, испуг, злость, удивление.

2. Пиктограммы 5-ти эмоциональных состояний: радость, грусть, удивление, испуг, злость. (к сожалению загрузились в увеличенном виде)

Описание:

Организуя игру с детьми, педагог подбирает пиктограммы с изображением знакомых 5-ти эмоциональных состояний: радость, грусть, удивление, испуг, злость.

Играющих должно быть по количеству пиктограмм.

Посадив ребят полукругом, так чтобы все пиктограммы были им хорошо видны, педагог проводит краткую беседу о различных эмоциональных состояниях людей, обращая внимание на названия частей тела: глаза, нос, ноздри, рот, губы, зубы, щеки, лицо, лоб, брови. Затем просит детей изобразить своими частями тела и повторить названия эмоций, вспомнить, когда они появляются у людей. Образец: «Радость, когда человек радуется». Грусть, когда человек грустит. Испуг, когда человек испугался. Удивление, когда человек удивился. Злость, когда человек злится.

Затем предлагает поиграть с этими эмоциями.

Первый вариант игры:

- Тот, кого я вызову, должен отгадать, какая эмоция спрячется в нашем «Чудесном эмоциональном бочонке». Максим, посмотри внимательно на эмоции, которые лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу эмоцию в бочонок, а ты потом отгадаешь, что я пожила. Опусти руку в Бочонок. Что там лежит? (Ответ ребенка) Ты правильно назвал эмоцию. Молодец!

Так вызываются и другие желающие дети.

Второй вариант игры:

- Внимательно послушайте названия данных эмоциональных состояний. Возьмите и положите в Чудесный бочонок только ту эмоцию, в которой вы слышите и произносите свистящие звуки. Затем по очереди (проверяют) достают из бочонка «свистящие» эмоции, называют и определяют место звуков С, Сь, З.

- В каких словах «Чудесного эмоционального бочонка» спрятался свистящий звук Ц? Догадайтесь!

1. Упр. «Назовите одним словом»

Грусть, радость, злость, испуг – это (что) эмоции.

Какая часть тела выражает у нас эти эмоции?

Рот, нос, глаза, брови, лоб, щеки, губы – это (что) лицо.

Итог:

- Свистящие звуки С, З, Ц спрятались в эмоциональных словах:

Грусть, радость, злость, испуг, лица, эмоции.

Третий вариант игры:

Логопед складывает все эмоциональные состояния в бочонок и предлагает поупражняться в изменении слова «МОЙ».

Дает образец. Например, достает из бочонка эмоцию испуга, изображает на лице испуг и говорит: - Мой испуг. Мое испуганное лицо. Затем дети по очереди тренируются, исправляют друг друга, если слово «МОЙ» неверно согласуется с данной эмоцией.

Четвертый вариант игры:

В «Чудесном эмоциональном бочонке» логопед прячет по три одинаковых эмоции (например, три испуга, три радости, три удивления и т. д.)

Задача детей, вынимая из бочонка одинаковые эмоции, назвать их по-другому. (Испуг - страх, ужас. Злость – ненависть, гнев. И т. д.)

- Назови слова-приятели.

Пятый вариант игры:

То же самое, что и в четвертом варианте, только логопед просит назвать эмоцию и подобрать к ней слово, противоположное по значению.

Например: испуг – смелость, грусть – радость, страх – отвага, печаль – веселье, удивление – безразличие и т. д.

- Назови слова- неприятели.

Шестой вариант игры:

Цель: развитие навыков словообразования и словоизменения, упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Дети по желанию достают из бочонка пиктограммы различных эмоциональных состояний. Логопед предлагает изменить слова, обозначающие эмоции по образцу:

- Радость. Радостное лицо. Радостные глаза. Радостный рот. Радостные брови.

- Злость. Злое лицо. Злые глаза. Злой рот. Злые брови. И т. д.

Седьмой вариант игры:

По типу игры " Укого что? "

Цель: развитие длительного речевого выдоха при построении фразы, расширение эмоционального словаря-признаков.

Дети поочереди достают пиктограммы, изображают их и описывают свое лицо, распространяя фразу «словами-приятелями». Логопед предлагает поупражняться произносить длинные предложения на одном выдохе. При этом поясняет, что нужно сделать носом вдох, а на выдохе произнести фразу. Например:

- Мое грустное, печальное, унылое, нерадостное лицо.

- Мое испуганное, ужасное, трусливое лицо.

- Мое удивленное, восхищенное лицо. И т. д.

Коррекционно-развивающую игру «Чудесный эмоциональный бочонок» можно варьировать по-разному на усмотрение и творческое отношение к деятельности любого педагога.

В бочонок можно складывать картинки-символы изучаемых звуков, характеризуя их по твердости и мягкости. Например, «сердитый насос», «злой комар», «веселая водичка, вытекающая из крана», «радостный маленький комарик», «удивленный кузнечик» и др.

В бочонок можно складывать портреты сказочных героев с различными эмоциональными состояниями и вспоминать то, что они произносили в сказках, развивая у детей интонационную выразительность речи и речевое дыхание.

В бочонок можно складывать картинки, изображающие отдельные части тела человека, соответствующие той или иной эмоции. Упражнять детей в согласовании прилагательных и местоимений с существительными. Например, «мой нос», «моя улыбка», «мое лицо» и т. п.; «злой лоб», «сердитый рот», «испуганные глаза», «удивленные брови» и т. п.

Данная игра предполагает новые эффективные подходы к коррекции речевого развития во взаимосвязи с коррекцией психического развития детей с ОНР – 3 уровня старших и подготовительных к школе групп детского сада.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Романенко, Андрей Михайлович.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.