Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и принципы макроэкономического анализа






В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся: абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений); сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др.

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование всегда основывается на абстрагировании, т.е. отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее значимых, существенных, типичных черт, закономерностей экономических процессов и явлений. Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические показатели.

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента:

1. домохозяйства,

2. фирмы,

3. государство,

4. иностранный сектор.

Домохозяйства (households) – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

Фирмы (business firms) - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство (government) –это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.

Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:

· структурную, обеспечивающую экономический рост

· конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.

Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику.

Иностранный сектор (foreign sector) – объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством: а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг), б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них, а именно: исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий их равновесия на каждом из рынков; определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения; анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.

Агрегирование рынков дает возможность выделить четыре макроэкономических рынка:

1. рынок товаров и услуг (реальный рынок),

2. финансовый рынок (рынок финансовых активов),

3. рынок экономических ресурсов,

4. валютный рынок.

Для получения агрегированного рынка товаров и услуг (goods market) мы должны абстрагироваться (отвлечься) от всего разнообразия производимых экономикой товаров и выделить наиболее важные закономерности функционирования этого рынка, т.е. закономерности формирования спроса и предложения товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен (price level) на товары и услуги и равновесного объема их производства (output). Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком (real market), поскольку там продаются и покупаются реальные активы (реальные ценности – real assets).

Финансовый рынок (рынок заемных средств) (financial assets market) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации). Этот рынок делится на два сегмента: а) денежный рынок (money market) или рынок денежных финансовых активов; б) рынок ценных бумаг (bonds market) или рынок неденежных финансовых активов. На денежном рынке не происходят процессы купли и продажи (покупать деньги за деньги бессмысленно), однако исследование закономерностей функционирования денежного рынка, формирования спроса на деньги и предложения денег очень важно для макроэкономического анализа. Изучение денежного рынка, условий его равновесия позволяет получит равновесную ставку процента (interest rate), выступающую «ценой денег» (ценой кредита), и равновесную величину денежной массы (money stock), а также рассмотреть последствия изменения равновесия на денежном рынке и его влияния на рынок товаров и услуг. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты.

На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг, в первую очередь, являются домохозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций – фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета.

Рынок ресурсов (resource market) в макроэкономических моделях представлен рынком труда (labour market), поскольку закономерности его функционирования (формирование спроса на труд и предложения труда) позволяют объяснить макроэкономические процессы, особенно в краткосрочном периоде. При изучении рынка труда мы должны отвлечься (абстрагироваться) от всех различных видов труда, различий в уровнях квалификации и профессиональной подготовки. В долгосрочных макроэкономических моделях исследуется также рынок капитала. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда (labour force) в экономике и равновесную «цену труда» – ставку заработной платы (wage rate). Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.

Рынок валюты (foreign exchange market) – это рынок, на котором обмениваются друг на друга национальные денежные единицы (валюты) разных стран (доллары на иены, марки на франки и т.п.). В результате обмена одной национальной валюты на другую формируется обменный (валютный) курс (exchange rate).


7) совокупный спрос: понятие, графическое представление и факторы.

Совокупный спрос (Aggregate demand) (AD) – это это общее количество товаров и услуг, которые готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

Следует уяснить различия между спросом и предложением на отдельных рынках и совокупным спросом и совокупным предложением. Рыночный спрос и рыночное предложение не зависят друг от друга, так как определяются разными факторами. Иное дело, когда идет речь о совокупном спросе и совокупном предложении. В масштабе общества доходы равны расходам. Отсюда вытекает, что совокупный спрос и совокупное предложение будут меняться одновременно и однонаправленно: вместе с ростом доходов будет увеличиваться спрос, и наоборот. Увеличение или уменьшение всех цен будет просто означать, что подешевели или подорожали деньги. Это не отразится на реакции потребителей и производителей. Но здесь важны информированность агентов рынка, их ожидания: они могут полагать, что цены изменились на " их" товар, то есть изменились относительные цены, и тогда они будут корректировать свое экономическое поведение. Следовательно, анализ совокупных спроса и предложения важен для понимания колебаний экономики в короткие периоды времени. Существенное значение здесь имеют политика государства, особенно денежная, и ожидания продавцов и покупателей.

 
Кривая совокупного спроса

Кривая AD показывает изменение суммарного (общего) уровня расходов домашних хозяйств, фирм и организаций, государства и зарубежных агентов в зависимости от уровня цен. Графическое представление этой кривой говорит, что при увеличении уровня цен в стране объем реального ВВП, на величину который предъявляется спрос, будет низким и соответственно при уменьшении уровня цен в стране объем реального ВВП будет высоким.

Совокупный спрос (AD) отражает зависимость между объемом национального производства и общим уровнем цен в экономике. Он представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Совокупный спрос - это абстракция, результат агрегирования спроса на отдельные товары. Поэтому он не имеет натуральных измерителей и включает четыре компонента:

  1. Потребительские расходы (С). Если наблюдается рост общего уровня цен, то произойдет снижение реальных расходов населения (в физическом выражении), и наоборот.
  2. Инвестиционный спрос со стороны фирм (I). Повышение общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки, а следовательно, и к снижению инвестиций, и наоборот.
  3. Государственные закупки (G), которые представляют из себя все государственные расходы на армию, здравоохранение и образование, различные социальные программы, строительство жилья, дорог, государственные инвестиционные программы и пр. Если в стране есть утвержденный бюджет на указанные цели, то в условиях повышения цен закупки уменьшатся, и наоборот.
  4. Чистый экспорт (Nx), то есть разница между экспортом и импортом. Если импорт превышает экспорт, то в совокупный спрос входит спрос национальных потребителей на импортные товары; если экспорт превышает импорт, то чистый экспорт будет равен превышению спроса на отечественные товары иностранными потребителями над спросом национальных потребителей на иностранные товары. Повышение цен в данной стране при неизменном валютном курсе приведет к увеличению спроса на импортные товары и к сокращению чистого экспорта, и наоборот.

Таким образом, совокупный спрос равен:

AD = C + I + G + Nx.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса принято связывать с действием трех важных эффектов в рыночной экономике:

  1. эффекта процентной ставки;
  2. эффекта реального богатства;
  3. эффекта импортных закупок.

Эффект процентной ставки показывает взаимозависимость между уровнем цен в стране, процентной ставкой и совокупным спросом населения на товары и услуги, а фирм - на инвестиционные товары. В случае, когда уровень цен в стране увеличивается, то процентная ставка по кредитам тоже растет. В слечае, когда процентная ставка увеличивается покупатели и организации не заинтересованы в получении кредитов под довольно высокие проценты. Поэтому, потребительский и инвестиционный спрос снизится, вследствии чего, уменьшится и спрос на реальный ВВП.

Эффект материальных ценностей (эффект богатства) объясняет сохранение ценности денежных запасов в периодинфляции. В случае, когда течение определенного времени происходит обесценение денежной единицы в стране, то ценность финансовых активов, выраженная в определенных товарах, уменьшается. Следовательно, когда уровень цен в стране выше, население сможет приобрести меньшее количество благ на средства, отложенные для покупок, а отсюда и уменьшится объем совокупного спроса.

Эффект импортных закупок показывает, что существует обратная зависимость между колебаниями уровня цен в одной стране по сравнению с другими и колебанием объема чистого экспорта в структуре ее совокупного спроса. Потребители предпочтут наиболее дешевые импортные товары, чем более дорогие национальные.

Все это ценовые факторы совокупного спроса. Они изменяют величину совокупного спроса в ходе циклических колебаний экономики. Но кривая совокупного спроса может смещаться под влиянием неценовых факторов спроса, так называемых экзогенных факторов. К ним относятся:

  1. Изменения в потребительских расходах под влиянием ожиданий потребителей, изменений их доходов и налоговых ставок и пр.
  2. Изменения в инвестиционных расходах под влиянием ожиданий предпринимателей, изменения технологий, налоговых ставок и пр.
  3. Изменения в расходах на чистый экспорт в результате воздействия колебаний валютных курсов.
  4. Изменения в государственных расходах.
 
Неценовые факторы сдвига кривой совокупного спроса






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.