Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и пути совершенствования внешнеэкономической политики






Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.
Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (т.н. монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

В региональном аспекте монокультура экспорта привела к сверхконцентрации зарубежных доходов в отдельных, изолированных анклавах на территории страны. Более половины регионов практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут использовать их в своем развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов.

Географически Россия ушла со многих перспективных зарубежных рынков, и в ее внешнеэкономических связях сложился неоправданный евроцентризм. Это лишь увеличивает отставание регионов Сибири и Дальнего Востока и негативно влияет на наше хозяйственное сотрудничество со странами СНГ.

Кроме того, отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой несырьевой торговле. И главная проблема здесь – это отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны государства.

Развитие этих явлений при отсутствии убедительной экономической политики Правительства только усиливают данные негативные тенденции. В докризисное время государство стремилось обеспечить больший экономический рост в ущерб развитию фискальной политики. Возросшие экспортные доходы, как правило, размещаются за рубежом, хотя в стране налицо острый дефицит «длинных денег» и рост корпоративного внешнего долга.

Безусловно, не следует забывать о политической составляющей развития экономических взаимоотношений с зарубежными странами. Политические споры и недопонимания мешают экономической интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Для дальнейшего развития внешнеэкономической политики России необходимо обеспечить реализацию определенных мер.

Прежде всего, следует разработать научно обоснованную долгосрочную промышленную политику России, на базе которой можно было бы осознанно выстраивать ее общехозяйственную и внешнеэкономическую специализацию, включая целевое привлечение иностранного капитала. Для этого необходимо оптимизировать размеры экспорта (в первую очередь, сырья и топлива) при сохранении существующих позиций России на мировых товарных рынках сырья, материалов, оборудования, вооружения и военной техники и дальнейшем расширении экспорта готовых товаров и услуг. Также отечественному бизнесу необходимо занять определенную часть мирового рынка наукоемкой промышленной продукции. Далее, необходимо обеспечить равноправные условия доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.

Существенной корректировки требует таможенно-тарифная политика. Она должна создавать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности национального производства, не ухудшая при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.

Следующей мерой является сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли, создавая благоприятные экономические условия в России, ужесточая валютный и таможенный контроль, а также пресекая контрабанду.

Импорт должен обеспечивать народное хозяйство продукцией, отсутствующей или дефицитной в стране.
При этом основой устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Важно повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях.

Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.

Уже было отмечено, что необходимо расширять экспорт услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, освоение космоса, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий. Необходимо задействовать механизмы регулированию торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.

В условиях международных экономических отношений необходимо налаживание интенсивных торговоэкономических связей с зарубежными странами, завоевание рынков сбыта других стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное сотрудничество является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.

Внешнеторговый оборот России (с учетом данных о торговле с Белоруссией и Казахстаном) в 1-м квартале 2011 года увеличился по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 29, 9%, или в 1, 3 раза, и составил 173 млрд. долл. (Приложение 2).8
Экспорт России в январе-марте 2011 года составил 112, 8 млрд. долл. и по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 22, 3%. Импорт в РФ в январе-марте 2011 года составил 60, 2 млрд. долл., что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 47, 1%. Таким образом, положительное сальдо торгового оборота РФ в1-м квартале составило 52, 6 млрд. долл. и снизилось на 2, 3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Таким образом важнейшими партнерами России в экономической, политической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.