Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные принципы. Система специальных принципов финансового права находится в стадии ее становления, как и само финансовое законодательство






Система специальных принципов финансового права находится в стадии ее становления, как и само финансовое законодательство, формируемое в условиях перехода к рыночным отношениям. Однако анализ действующих правовых предписаний в сфере финансов и перспектив их развития позволяет уже сейчас выявить складывающиеся основы финансовой деятельности, названные выше.

 

1. Современное финансовое законодательство на основе Конституции Российской Федерации претворяет в реальность принцип финансовой самостоятельности Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления. Всем общественно-территориальным образованиям гарантировано право на обособленные самостоятельные бюджеты и иные финансовые фонды. Государственная собственность разделяется на федеральную и региональную ее разновидность, а также признается и защищается наравне с другими формами муниципальная собственность. А это означает, что в финансовой политике наметилось четкое разделение самостоятельности финансов трех уровней: федеральных, региональных и муниципальных.

2. В условиях единого экономического пространства все финансы России подчинены единству бюджетной, налоговой, валютной и иной финансовой политики. Принцип единства в сфере российских финансов при обеспечении финансовой самостоятельности отдельных общественно-территориальных образований достигается через общность правового регулирования финансовых отношений. Их консолидирует общая денежная система, использование единых бюджетных классификаций, форм документации, статистической отчетности и информации, необходимых для анализа и обобщения при финансовом планировании. Неразрывность финансовой политики вызвана потребностями взаимодействия различных уровней финансов, оказанием взаимопомощи, иными целями финансового регулирования. Главной задачей единства является выравнивание социально-экономического развития отдельных территорий.

3. Полнота, реальность и гласность финансовой деятельности является необходимым условием проявления демократизма в России и публичности в осуществлении органами и должностными лицами государственной и муниципальной власти. Согласно ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину России возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы, в частности как налогоплательщика. Народ как собственник и единственный источник власти должен видеть всю полноту информации о финансах, состоянии доходных источников и направлениях расходов всех фондов денежных средств. Население страны должно иметь возможность убедится в реальности бюджетного планирования, целесообразности использования отдельных фондов. Открытый доступ к достоверной финансовой информации для общественности, официальные публикации финансовых планов и отчетов об их исполнении являются обязательными условиями проявления принципа гласности.

4. Принцип плановости является основой программно-целевого подхода к организации финансовой деятельности. Формирование, распределение и использование всех финансов страны осуществляется на основе финансовых планов (бюджетов, балансов, смет). Финансовое планирование как важнейший элемент системы управления финансами обязательно на всех уровняхи во всех звеньях финансовой системы и является необходимым процессом экономического прогнозирования и регулирования в условиях рыночных отношений. Финансовое планирование характерно для всех развитых государств и осуществляется на высокой технико-организационной и научной основе.

5. Осуществление финансового контроля, государственная защита и принуждение базируются на особых требованиях целевого использования финансов, строгого соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии. Целевой характер финансов и адресность их направлений - аспекты требований принципа законности. Целенаправленность в распределении и расходовании финансовых фондов проявляется в обязательной росписи в финансовых планах всех направлений и статей расходов фондов, используемых на общие нужды общественно-территориального образования (бюджетов) или отдельных хозяйствующих субъектов (децентрализованных финансов). Целевое использование иных фондов (внебюджетных и бюджетных целевых фондов) устанавливается при их создании, т.е. без определения цели исключается и их обособление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.