Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 2. Система национальной безопасности






1. Национальная безопасность: сущность, субъект, предмет, объект.

Представления о безопасности трансформируются в ХХ в под воздействием процессов международного взаимодействия и обострением противоречий между отдельными странами в борьбе за реализацию собственных национальных интересов. В научный и практический оборот включается новый термин – «национальная безопасность», впервые употребленный в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США.

В российской теории и практике проблематика национальной безопасности получает развитие только в 90-е годы 20 века в период перехода на рыночную систему отношений. Исторически именно в этот период возросла угроза целостности страны – наблюдалась деградация экономики, значительный рост внешней задолженности, обнищания большей части населения, нарушение межотраслевых связей и др.

В этот исторический период принимаются следующие нормативные документы:

– ФЗ «О безопасности» (05.03.1992 г. № 2446-1):

– Государственная стратегия экономической безопасности РФ (от 29.04.1996 г. № 608),

– Концепция национальной безопасности в РФ (от 17.12.1997 г. № 1300).

Второй этап эволюции проблемы национальной безопасности это период с 2009 г. На этом этапе удалось остановить системное падение уровня и качества жизни российских граждан, сохранить суверенитет и территориальную целостность, восстановить возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в мировой экономике, а так же – остановить негативные проявления мирового финансового кризиса 2008 г. Правовое реформирование принятых нормативных документов было следующим:

– обновлен ФЗ «О безопасности» (№390-ФЗ от 28.12.2010);

– появилась Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (№ 88 от 19 мая 2009 г., в редакции от 01.07.2014 г. №483);

– одновременно с утверждением Стратегии национальной безопасности Концепция национальной безопасности была упразднена.

Обновленные документы более структурированы и соответствуют сегодняшним целям и задачам развития России.

В действующем ФЗ «О безопасности» блок с понятийным аппаратом удален. Теперь базовые понятия более углубленно и адекватно современным реалиям представлены в Стратегии.

Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

Из определения очевидно, что объектами обеспечения национальной безопасности являются: личность человека; общество; государство (табл. 2.1.).

Таблица 2.1. Национальная безопасность с позиции объекта национальной защиты

Объект защиты Что подлежит защите?
1. Личность – конституционные права и свободы; – личная безопасность; – качество и уровень жизни; – физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина.
2. Общество – демократия; – государство как правовая и социальная система; – общественное согласие; – духовное обновление России.
3. Государство – конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность; – политическая, экономическая и социальная стабильность; – законность и правопорядок; – равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество.

В качестве предмета национальной безопасности выступают фактически существующие и прогнозируемые явления, процессы и отношения, затрагивающие жизненно важные интересы каждого из названных объектов:

– ресурсы;

– дифференцированные части самих субъектов безопасности – район, город, область, социальная группа;

– качественные характеристики процессов и видов деятельности (воспроизводство населения, ресурсов, темпы технологического развития и т.д.).

Кто же выступает субъектом обеспечения национальной безопасности? Таковыми могут быть различного рода:

– политические организации,

– общественные группы;

– институты защиты.

В действующем ФЗ «О безопасности» указано, что координацию деятельности по обеспечению национальной безопасности РФ осуществляет:

– Президент РФ;

– формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности;

– в пределах своей компетенции Правительство РФ;

– федеральные органы государственной власти;

– органы власти субъектов РФ;

– органы местного самоуправления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.