Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты и формы физической культуры в обществе 3 страница






Система – целое, составленное из частей, объединенных общей функцией в упорядоченное структурное образование.

Общие черты социальных систем:

- направленность (освоение и развитие материальных и духовных ценностей физической культуры);

- упорядоченность (рациональное ролевое распределение ее элементов, социальных групп и отдельных исполнителей);

- иерархичность (многоуровневая структурно-функциональная организация - упорядочение связей и отношений от высшего к низшему).

Официальная постановка физического воспитания в дореволюционной России была не лучшей. В гимназиях и других учебных заведениях не было единых государственных программ по ФВ. Занятия велись на основе заимствования элементов зарубежных программ. Наибольшее распространение имела Сокольская гимнастика, использовались также “немецкий турнен” и “шведская гимнастика”. В царской России не было единого учебного заведения по подготовке специалистов ФВ. Существовавшие спортивные клубы (“Кружки любителей ФК”) состояли преимущественно из представителей привилегированных классов, их численность составляла около 45 тыс. человек.

Передовое учение о ФВ как о неотъемлемой части общего всестороннего развития человека, обоснованное достижениями естественных наук, было создано в России П.Ф.Лесгафтом. После революции 1917 года на первом этапе строительства нового общества физическая культура носила “пролеткультовский уклон”, сторонники его пытались противопоставить социалистическую культуру общечеловеческой. Пролеткультовская ФК представляла собой набор простейших имитационных трудовых движений, символизирующих освобождение и подготовку к труду.

Началом становления отечественной системы ФВ можно считать 1917 г. с момента введения всеобщего военного обучения трудящихся (Всевобуч). Во главе Всевобуча стоял Н.И.Подвойский – один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. 11 миллионов трудящихся прошли военную подготовку и получили физическую закалку в системе Всевобуча. На органы Всевобуча было возложено также руководство физической подготовкой в Красной Армии. Для обеспечения армии и военно-учебных пунктов Всевобуча специалистами ФП в годы гражданской войны было открыто свыше 20 курсов и школ, а также институты ФК в Петрограде и Москве.

Дальнейшее становление физкультурного движения в стране можно проследить по основополагающим моментам в хронологии дат:

1918 г. – ФВ введено в качестве обязательного предмета в школе.

1930 г. – в стране введен комплекс ГТО, ставший программной и нормативной основой системы ФВ.

1931 г. – установлен День физкультурника.

1935 г. – образованы ДСО “Спартак”, “Локомотив”.

1935 г. – утверждено звание “Мастер спорта СССР”.

1939 г. – проведен 1-й Всесоюзный парад физкультурников.

30-е г. - начало 40-х годов – появление ряда обобщающих трудов по социолого-педагогической характеристике ФВ, а также по общим методическим положениям.

1940 г. – впервые создано руководство по ТМФВ для вузов (под общей редакцией И.Н.Коряковского).

1949-1952 гг. – опубликован ряд крупнейших трудов общетеоретического и естественно научного характера в науке о ФВ (М.Ф. Иваницкий, А.Н. Крестовников, А.Д. Новиков, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, И.М. Саркизов-Серазини, С.В. Янанис).

1968 г. – обобщены результаты данного этапа научной разработки теоретико-методических основ ФВ. Вышел первый учебник по курсу ТМФВ для вузов (под общей редакцией А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева).

1970 г. – введен комплекс ГТО для всех возрастных групп общества.

Основная функция системы ФВ как исторически обусловленного типа социальной практики ФВ населения – оптимизация физического воспитания населения. Социалистическая система ФВ имела свои особенности. В ее основе лежала идея всестороннего гармонического развития человека. Воспитание личности (а не индивидуума) определяло социальную активность системы и ее связь с другими сторонами “коммунистического ” воспитания.

Основы системы ФВ представлены идейными, научно-теоретическими, программно-нормативными и организационными элементами.

Идейные основы базируются на общественных науках. Они используют положения учения об обществе, закономерностях его развития и, в частности, о необходимости воспитания гармонически развитого человека. Идейные позиции и концепции в области образования: физическое воспитание – органическая составная сторона воспитания члена общества.

Научно-теоретические основы предполагают, что система ФВ строится на прочной научно-методической концепции. Каждое теоретическое положение и практические рекомендации должны быть научно обоснованы. Сложился целый комплекс наук, которые связаны с ФК и на которые опирается теория и практика ФВ. К ним относятся общественно-педагогические, естественные и специальные науки. В качестве общих научных предпосылок процесса ФВ используются теоретические положения и фактический материал гуманитарных и естественных наук: педагогики, психологии, социологии и медико-биологических наук. Без них невозможно было бы научное становление системы ФВ. Непосредственно практика ФВ опирается на специализированные отрасли науки: историю, управление и организацию ФК, ТМФК, социологию ФК, биомеханику ФУ, специализированные разделы анатомии, физиологии, биохимии, гигиены, педагогики, психологии и другие.

Программно-нормативные основы предполагают построение системы ФВ в соответствии с возрастным развитием граждан, в ней определены нормативы и требования, предъявляемые к физической подготовленности людей. Для формирования программно-нормативных основ ФВ основополагающее значение имела разработка и создание Всесоюзного физкультурного комплекса “Готов к труду и обороне”. Впервые в истории в масштабе государственной и общественной практики ФВ была разработана и введена целостная система конкретных установок оценочных нормативов, охватывающая все население страны. Само название комплекса определяет его социальное предназначение; в нем нашли отражение исходные принципы системы ФВ: прикладности, оздоровительной направленности и всестороннего, гармонического развития личности.

Нормативы и требования комплекса ГТО определены для большинства возрастных групп граждан (за исключением дошкольного возраста) и включают показатели развития физических качеств и двигательного опыта (жизненно необходимых умений и навыков). На основе заложенных в комплексе ГТО принципов, возрастных норм и требований разрабатывались государственные программы по ФВ школ, ПТУ, ССУЗов и вузов, коллективов ФК, спортивных секций и других государственных и общественных организаций. В программах были отражены количественные нормативы и требования (min требования государства к физической подготовленности граждан), средства ФВ, содержание занятий и распределение их по времени.

Организационные основы. Специфической чертой нашей системы ФВ является сочетание государственных и общественных форм организации и управления ФВ в различных звеньях.

Государственная форма организации и руководства осуществляется государственными органами и учреждениями на основе единых программ (министерство (агентство) по ФК, спорту и туризму; соответствующие отделы при министерствах и ведомствах). ФВ в дошкольных учреждениях, школах, специальных учебных заведениях осуществляется по государственной линии и включает обязательный курс ФВ, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки. Занятия при этом регламентированы по содержанию и времени, проводятся по расписанию или графику, как правило, штатными специалистами ФК. Ответственность перед государством за выполнение норм и требований несут соответствующие должностные лица, а проходящие обязательный курс сдают установленный государством зачет.

Общественно-самодеятельной формой организации и управления ФВ являются ДСО, высший орган – Российский Олимпийский комитет. По мере проникновения ФК в повседневный быт людей приобретают значение и такие самодеятельные формы занятий, как семейные, по месту жительства (в микрорайонах), в коллективах ФК и индивидуальные. Руководят и организуют работу в этих формах выборные советы, общественные комиссии при местных государственных органах, штатные и общественные специалисты ФК и С. Особенностью этой физкультурной деятельности является более полное удовлетворение потребностей и способностей каждого человека. Это достигается за счет индивидуального выбора формы и предмета занятий, установления реального уровня достижений.

Цель ФВ заключается в воспитании здоровых, гармонически развитых людей, физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Цель ФВ раскрывается и конкретизируется в его задачах, которые определяют основные направления и представляют конкретизированные программы реализации цели. Выделяют специфические и общепедагогические задачи.

1 группа. Задачами оптимизации физического развития (оздоровительные задачи) является укрепление здоровья, оптимальное развитие физических качеств, формирование правильного телосложения и осанки, закаливание, соблюдение правил гигиены, совершенствование функциональных систем организма.

2 группа. Образовательные задачи – формирование и совершенствование двигательных умений и навыков (жизненно необходимых, прикладных и спортивных), приобретение специальных знаний.

3 группа. Общепедагогические (воспитательные) задачи – направлены на формирование личности. Воспитание волевых и моральных качеств, овладение нормами нравственного поведения, содействие эстетическому и умственному воспитанию, совершенствование психических функций, привитие организаторских навыков – это некоторые из направлений решения воспитательных задач в конкретных видах организованной двигательной деятельности.

 

 

Тема № 6 " Средства физического воспитания"

В физическом воспитании используют как общепедагогические средства, так и специальные. К специальным средствам относят три группы:

- физические упражнения;

- естественно средовые факторы;

- гигиенические факторы.

В предлагаемую группировку средств положены преимущественно функциональные возможности каждого средства. Физическая культура не должна использовать только физические упражнения. Она должна включать общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Физические упражнения относятся к основным средствам, т.к. они оказывают разностороннее воздействие, позволяют решать все задачи физического воспитания. Естественные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают, поэтому их считают дополнительными средствами.

Под физическим упражнением понимаются двигательные действия человека, используемые для решения задач физического воспитания с учетом его закономерностей.

Не каждое двигательное действие или деятельность можно назвать ФУ. Трудовая, бытовая деятельность не относится к физическим упражнениям, т.к. используемые в ней двигательные действия направлены на создание материальных ценностей или на обеспечение бытовых условий жизни (ходьба в магазин за покупками, приготовление пищи и т.п.). Хотя многие двигательные действия, возникшие в сфере быта и труда (ходьба, метание, плавание, преодоление препятствий, поднимание тяжестей и т. д.), видоизменялись и, приобретая рациональные формы, становились средствами физического воспитания (спортивная и дозированная ходьба, метание диска и толкание ядра, различные стили плавания, тяжелая атлетика и разновидности борьбы). Некоторые виды физической работы также могут быть использованы в качестве ФУ, если их режим подчинен закономерностям ФВ (в подготовительном периоде с целью повышения ОФП работу на лесозаготовках использовали лыжники североевропейских стран).

Следует отметить также, что ФУ – это не отдельное двигательное действие (разовое выполнение), а процесс его многократного повторения. Слово “упражнение” означает сознательное повторение действий с целью усвоения рациональных форм и способов его выполнения, воздействия на физическое развитие и психические качества человека (на личность). При этом ФУ как процесс повторения может быть организован в виде многократного повторения одного двигательного действия (прыжка, поднимания груза и т.д.) или в форме двигательной деятельности, включающей различные действия (комплекс гимнастических упражнений, подвижные игры и др.).

Говоря “физические”, мы тем самым подчеркиваем характер совершаемой работы (в отличие от умственной), ее преимущественную зависимость от нервно-мышечного аппарата и внешне проявляемую, как правило, в перемещениях тела или его частей. ФУ – сознательный, волевой акт, оказывающий влияние на личность в целом, преимущественно воздействуя на физическую структуру организма. ФУ – основное средство физического воспитания, один из способов передачи общественно-исторического опыта, его научных и практических достижений.

Число используемых ФУ необычайно велико и многообразно по форме и содержанию. Необходимо понимать суть этих определений, их взаимосвязь для достижения большей эффективности в решении педагогических задач физического образования.

Содержание ФУ – это процессы, развертывающиеся в функциональных системах организма по ходу выполнения двигательной активности, определяя ее воздействие. Протекающие процессы обычно рассматривают в следующих аспектах: физиологическом, биохимическом, биомеханическом и психологическом.

В психологическом аспекте ФУ – это произвольные, управляемые движения. Они требуют активной мыслительной деятельности для оценки способа выполнения в зависимости от условий, для анализа действий, управления эмоциональным состоянием и другими психическими процессами.

В физиологическом аспекте при выполнении ФУ организм переходит на повышенный уровень функциональной активности. Возрастает объем и интенсивность метаболических (процессов обмена), диссимиляционных (расщепления) и ассимиляционных (восстановления) процессов в организме. Так, в научных исследованиях приводятся примеры 30-кратного увеличения объема легочной вентиляции, 10-кратного объема крови. Такие функциональные сдвиги стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации организма. Физические упражнения тем самым содействуют повышению функциональных возможностей организма и улучшению его структуры; они являются мощным фактором физического развития организма.

Под формой ФУ понимают его внешнюю и внутреннюю структуру. Внутренняя структура – это последовательность и взаимосвязь процессов функционирования организма в процессе двигательной активности: нервно-мышечной координации, моторных и вегетативных функций, соотношения энергетических (аэробных и анаэробных) процессов. Внешняя структура – это видимая форма двигательного действия, набор и последовательность локомоций, входящих в его состав. Говоря о форме, чаще всего имеют в виду именно ее.

Форма и содержание представляют собой органически взаимосвязанные стороны двигательной деятельности. Ведущей из них является содержание, т.к. в большинстве случаев именно высокий функциональный уровень организма, высокое развитие у него основных физических качеств позволяет достичь успеха в выполнении упражнения. С другой стороны, несовершенная форма ФУ не позволяет наиболее полно и экономно реализовать функциональные и энергетические ресурсы организма и добиться наилучшего результата. Относительно самостоятельное значение формы проявляется и в том, что в некоторых видах деятельности (художественная гимнастика, прыжки в воду и на батуте, фигурное катание на коньках и др.) при оценке результатов выступлений предпочтение отдают форме.

Под классификацией ФУ принято понимать распределение их на группы (классы) по существенным признакам. В практике ФВ используют очень большое количество разнообразных упражнений. Поэтому существует и много различных классификаций; их известно около трехсот. Педагогические классификации систематизируют ФУ по педагогически значимым признакам. Они позволяют учителю (тренеру) увидеть наиболее характерные свойства ФУ, выбрать самые эффективные упражнения для решения конкретной задачи физического воспитания.

ФУ, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Именно поэтому многие из них представлены одновременно в нескольких классификациях (например, характерные признаки бега на 100 м: структурно-циклическое; преимущественное воспитание физических качеств - скоростное; решение образовательных задач - основное упражнение; по интенсивности работы - максимальная мощность; по исторически сложившейся системе физического воспитания - спортивное упражнение).

В настоящее время наибольшее применение имеют следующие классификации:

1. По направленности на воспитание отдельных физических качеств: силовые, скоростные, на выносливость, координационные, в расстягивании, а также компонентов отдельного физического качества (так, сила бывает динамическая, статическая, взрывная, скоростная).

2. По функциональному эффекту: на воспитание физических качеств, на формирование двигательных навыков и др.

3. По служебной роли в решении образовательных задач: основные, подводящие, подготовительные, отвлекающие и др.

4. По анатомической локализации:

- глобальные (общего воздействия);

- региональные (для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, спины и др.);

- локальные (избирательного, местного воздействия на конкретные мышцы, их части или суставы).

5. По предметным формам применения: упражнения гимнастики, легкой атлетики, подвижные игры, спортивные игры, лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, ритмическая гимнастика, борьба (т.е. по разделам физического воспитания для учителя физической культуры).

6. По роду двигательной деятельности: перемещения, прыжки, метания, единоборства, технические виды и др.

7. По трудности для усвоения: элементарные, простые, сложные.

8. По различию педагогических задач: оздоровительные (развивающие), воспитательные, образовательные.

9. По интенсивности нагрузки (работы): максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная (малая), переменная.

10. По биомеханической структуре: циклические, ациклические, смешанные.

11. По особенностям режима функционирования мышц: динамические, статические (изометрические), смешанные.

12. По режиму энергообеспечения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

13. По снарядовому признаку: со снарядом и без него.

Таким образом, невозможно создать единую унифицированную классификацию. Наличие ряда классификаций, систематизирующих ФУ по различным признакам, позволяет учителю выбрать именно те упражнения, которые в наибольшей мере будут содействовать решению поставленных педагогических задач.

Структурная основа системы движений – рациональная и устойчивая взаимосвязь составляющих элементов в пространстве, во времени и во взаимодействии сил, обеспечивающая конечный результат действия. Понятие применяется для целостной характеристики техники ФУ.

Техника – способ выполнения двигательного действия, позволяющий решить двигательную задачу наиболее эффективно и целесообразно. Различают следующие компоненты техники: основа техники, входящее в нее главное звено; детали техники.

Основа – совокупность звеньев (элементов), позволяющих выполнить действие указанным способом (так, в подъеме разгибом: размахивание – сгибание и поднимание ног – разгибание – выход в упор).

Главное звено – наиболее важный элемент в упражнении. Зачастую по нему называется само упражнение: например, подъем разгибом.

Детали отражают отдельные вариации техники непринципиального характера, т.е. вариации биомеханических характеристик отдельных движений. Детали техники строго индивидуальны, определяются анатомо-физиологическими и другими особенностями человека, выполняющего движение.

По мере формирования и совершенствования техники движений характерными для нее становятся такие, казалось бы, несовместимые черты, как стабильность и вариативность. Стабильность выражается в том, что при повторном выполнении двигательного действия ряд его параметров воспроизводится единообразно, практически в одном и том же виде, причем не только в стандартных, но при необходимости и в меняющихся условиях (например, заданные длина шагов, темп и другие пространственные и временные параметры движений в беге могут быть сохранены при передвижении по различному грунту). Вариативность же характеризуется внесением целесообразных изменений в детали действия, а при необходимости и в общую его структуру применительно к необычным условиям его выполнения (например, во время метания спортивного снаряда при сильном ветре, выполнения разбега по скользкому грунту).

Стабильность и целесообразная вариативность – одинаково необходимые черты совершенной техники двигательного действия

Разновидности техники: классическая и индивидуальная. Техника не остается неизменной; она совершенствуется (в зависимости от уровня функциональной работоспособности, от изменения инвентаря и оборудования, от дальнейшего развития науки и др.).

Выделяют кинематические, динамические и ритмические характеристики техники движения.

Кинематические связаны с перемещением тела в пространстве к ним относят пространственные, временные и пространственно-временные характеристики.

Пространственные характеристики: положение тела и его частей (и.п; оперативная поза в процессе движения), траектория (форма, направление, амплитуда). От позы зависят: условия работы мышц и внутренних органов, амплитуда движения, сопротивление внешней среды, выразительность движения.

Временные характеристики: длительность и темп (частота повторений циклов или количество движений в единицу времени). Длительность действия определяет величину воздействия, одну из характеристик нагрузки, а длительность отдельных движений влияет на эффективность всего действия. От темпа движения зависит скорость в циклических упражнениях, и он определяет интенсивность нагрузки.

Пространственно-временные характеристики: скорость (быстрота перемещения тела или его частей в пространстве в единицу времени), ускорение и замедление. От скорости зависит величина нагрузки, результат многих двигательных действий. При быстрых и ускоряющихся движениях развиваются инерционные и реактивные силы.

Динамические характеристики отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения. Внутренние силы: активные силы мышечного напряжения и пассивные силы – эластичность мышц и связок, упругого сопротивления скелета, реактивные силы (реактивная передача усилий крупных мышц ног и туловища определяет силу удара боксера, поворот во время движений конькобежца). От активной мышечной силы зависят многие рассмотренные характеристики движений.

Внешние силы: земное притяжение, реакции опоры, трения, сопротивление внешней сферы. Активные силы мышц не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.

Ритмические характеристики. Ритм является одним из интегральных показателей техники движения. Обязательные условия ритма – сильные акцентированные моменты движения и чередование промежутков времени. Ритм – комплексная характеристика техники ФУ. Он обеспечивает синхронность моментов или фаз движения. Существуют ритмические и аритмические движения. Под ритмом понимают закономерное для данной техники распределение во времени ее частей (фаз). Отклонение от ритма приводит к искажению техники выполнения; каждому движению присущ свой ритм. Следовательно, ритм характеризуется распределением по времени акцентированных мышечных усилий или соотношением по продолжительности отдельных фаз техники.

Под эффектом физических упражнений в самом общем смысле слова подразумеваются вызываемые их воздействием изменения в состоянии организма. Эффект любого отдельного упражнения непостоянен, он изменяется прежде всего в зависимости от продолжительности времени, следующего после выполнения упражнения, и последовательности воспроизведения упражнения. В связи с этим различают ближайший и следовой эффекты упражнения.

Ближайший эффект характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно во время упражнения, и тем измененным функциональным состоянием организма, которое возникает к концу упражнения, в результате его выполнения.

Следовой эффект это своего рода отражение воздействия упражнения, остающееся после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики обусловленных им восстановительных и других процессов. Строго говоря, это не только следствие упражнения. С одной стороны, следовой эффект является как бы последействием упражнения (поскольку возникает и сохраняется в результате упражнения), с другой – представляет собой ответное реагирование систем организма на воздействие данного упражнения.

В целом эффект упражнения и его динамика трансформируются в сложном комплексе организменных процессов, протекающих во времени по фазам, схематически изображенным на рис. 1.

В рабочей фазе, т. е. в ходе упражнения, происходит оперативная реализация наличной работоспособности в той мере, в какой того требует выполняемое упражнение. Если оно имеет значительную продолжительность и интенсивность (как, например, бег на средние или длинные дистанции либо многократное слитное повторение упражнения ациклического характера), то уровень оперативной реализации работоспособности к концу его снижается, возникает компенсированное либо некомпенсированное утомление (кривая ОР—У на схеме)*. Степень функциональной активности систем организма, обеспечивающих выполнение упражнения, нарастает (кривые ФА на схеме); одновременно расходуются такие рабочие ресурсы организма, как фосфагены, гликоген и другие вещества, используемые в качестве источников энергии при мышечных сокращениях (кривые БВ на схеме). Вместе с тем по ходу упражнения формируются или преобразуются и закрепляются функциональные связи (в том числе центрально-нервные, нервно-моторные и моторно-висцеральные), на основе которых возникают и совершенствуются двигательные умения и навыки, активизируются обменные и другие организменные процессы, не заканчивающиеся с окончанием уп­ражнения. Все это в совокупности и характеризует ближайший эффект упражнения.

 

 

Рис. 1 – Схема, иллюстрирующая фазы изменений, происходящих в организме в процессе и в результате выполнения упражнения значительной продолжительности и интенсивности (По Л.П.Матвееву, 1991):

ОР—У – динамика оперативной работоспособности, утомления и его устранения; ФА – динамика функциональной активности отдельных систем организма; БВ – динамика расходования и восстановления биоэнергетических веществ; ЭСК – эффект суперкомпенсации (другие пояснения в тексте)

 

По окончании упражнения, с началом следующего за ним отдыха начинается фаза относительной нормализации функционального состояния организма, к исходу которой ряд показателей возвращается к дорабочему уровню. Если эта фаза не прерывается повторением того же упражнения или выполнением иного «нагрузочного» упражнения, развертываются восстановительные процессы, приводящие к возвращению оперативной работоспособности к исходному уровню. В зависимости от характера сдви­гов, возникающих в системах организма к концу упражнения, с его окончанием по механизмам саморегуляции состояния организма протекают метаболические (обменные) и другие процессы, обеспечивающие устранение нарушений его гомеостаза (ликвидацию кислородного долга, избытка молочной кислоты в мышцах и крови и т.д.), активизируются и процессы биосинтеза (восстановление биоэнергетических веществ, аминокислот и др.). Наряду с этим следовой эффект упражнения выражается в сохраняющихся конструктивных связях, которые были образованы или упрочены в процессе упражнения как основа двигательного умения или навыка. Снижение уровня функциональной активности различных систем организма на протяжении фазы относительной нормализации происходит гетерохронно (на схеме условно показано различным наклоном кривых ФА), причем в зависимости от характера упражнения и особенностей реагирования на его воздействие различных функциональных систем уровень отдельных показателей их активности в начале этой фазы может быть более высоким, чем в ходе самого упражнения (как, например, уровень потребления кислорода сразу после выполнения упражнения анаэробного характера). Гетерохронность восстановительных процессов важно учитывать для правильного нормирования интервалов отдыха при использовании различных средств и методов физического воспитания.

Следующую фазу в динамике рассматриваемых процессов принято называть «суперкомпенсаторной», имея в виду, что при определенных условиях она характеризуется явлениями, получившими обобщенное наименование «суперкомпенсация» или «сверхвосстановление». Одно из замечательнейших свойств живых систем состоит в том, что они способны восстанавливать свои истраченные в процессе деятельности рабочие ресурсы не просто до исходного уровня, а как бы с избытком, обретая дополнительные функциональные возможности, и не изнашиваться от работы (как механические системы), а в конечном счете усиливаться и совершенствоваться благодаря ей. Именно на этой основе возникает суперкомпенсаторный эффект физических упражнений, который объясняется, в частности, происходящим после достаточно напряженной мышечной работы избыточным восстановлением биоэнергетических веществ и обновлением белковых структур в активно функционировавших системах организма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.