Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сензитивные периоды развития специальных способностей






Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления.

Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А.Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й.Гайдн – в 4 года, Я.Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет, С.С.Прокофьев – в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С.Рафаэля – в 8 лет, у Б.Микеланджело – в 13 лет, А.Дюрера – в 15 лет.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте – подростковом. Однако, знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключений. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Необходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные идеи Б.М.Теплова, которые легли в основу определения способностей.

2. Какие характерные закономерности проявления способностей вы знаете?

3. В чем заключается компенсация способностей?

4. Назовите основные подходы к природе способностей.

5. Объясните многозначность задатков.

6. Что собой представляет структура способностей? Какие качества входят в структуру способностей?

7. Подберите примеры, иллюстрирующие виды способностей.

8. Определите взаимосвязь способностей и личности.

9. * 1) Попытайтесь найти ответы на «вечные» вопросы.

А. Талант владеет человеком или человек – талантом? (Ф.М.Достоевский).

Б. В семье растут два ребенка. У одного есть способности к музыке (рисованию. Математике и т.п.), а у другого – нет. Почему?

2) Разработайте структуру педагогических способностей.

Литература

 

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001. – С. 385- 480.

2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.

4. Одаренные дети. – М., 1991.

5. Способности и склонности. Комплексные исследования. – М., 1989.

6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М., 1985. – В 2 т. – Т. 1. – С. 15-41.

7. Хеллер К.А., Перлет К., Спервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. – 1991. - № 2 – С. 120-127.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.