Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. Е. Кравцова. Поэзия древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов






Настоящее издание не имеет аналогов: это мини-энциклопедия китайской культуры. Предмет книги — древнейшая поэзия Китая, но изучается она в самой тесной связи с историей китайского этноса, исследуются космология и культура Китая, представления китайцев о мироустройстве.
В книге рассматриваются проблемы происхождения и начальной стадии развития классической китайской поэзии на материале двух основополагающих памятников: антологии «Ши цзин» и свода «Чуские строфы».
Вторая часть книги — Антология художественных переводов — дает возможность читателю познакомиться с рядом произведений древней и средневековой китайской поэзии: древнекитайским народным песенным творчеством («Ши цзин», ханьские песни юэфу, «Чуские строфы»), китайской одической поэзией (Ван Янь-шоу, Се Чжуан, Цзян Янь, Тао Юань-мин, Сяо Цзы-хуэй), китайской лирической поэзией (Цао Цао, Шэнь Юэ, Лу Цзи, Сунь Чо, Ван Жун, Лу Юнь, Се Тяо, У Цзюнь и др.), многие из которых на русский язык переводятся впервые.

РЕЛИГИИ КИТАЯ. ХРЕСТОМАТИЯ

СПб., 2001.

Редактор-составитель Торчинов Е.А.
Авторы: Ермаков М.Е., Кравцова М.Е., Солонин К.Ю., Торчинов Е.А.

[Кравцова 1994] — Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. М., 1994

[Кравцова 1994а] — Кравцова М.Е. Буддизм в мировоззрении аристократии раннесредневекового Китая / Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994. С. 321-372

 

 

«Сутрао признаках» («Лакшана сутра»), которая в Китае с конца IV в. известна как «Сань ши эр сян цзин» («Сутра о тридцати двух признаках»).

М. Е. Кравцова, исследовавшая и переведшая эту сутру с китайскогона русский язык, пришла к выводу «об архаичности происхожденияобраза великой личности, который сложился, возможно, в рамках до-буддийского комплекса представлений о правителе и лишь впоследствии был воспринят буддийской религиозной доктриной» 31. В китайскойже версии «широко использовалась лексика, восходящая к национальным философско-политической терминологии и лексическим универсалиям» 32, которые черпались прежде всего из даосской традиции.
---------------------------
28 Бань Гу. Бо ху тун (Отчет [о дикуссии в Зале] Белого тигра). — Бао цзин танцун-шу (Библиотека Зала, заключающего каноны). Пекин, 1923, цз. 8, гл. 33, л. 10.
29 См., например: Попов П.С. Китайский пантеон, с. 2; Торчинов Е.А. Даосизм, с. 101.
30 Воспроизведено по: Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, с. 207.
31
М. Е. Кравцова. Китайская версия буддийской канонической «Сутры о признаках»(«Лакшана сутра»). К исследованию категории «власть» в буддийской культуре.—Восток. 1998, № 1, с. 141, примеч. 35.
32 Там же, с. 128.

208
Описание в сутре рассматриваемого признака — «На макушке головы великой личности имеется мясистая шишка-узел. Полностью круглая, словно узел волос, и в виде раковины моллюска, завивающейсявправо» 33, —сопровождено следующим комментарием М. Е. Кравцовой: «В переводе палийской версии сутры этот признак понимаетсякак указание на форму головы великой личности: „Его голова подобна царскому тюрбану" (№ 32). Однако в подавляющем большинстве китайских и японских текстов, как и в данном случае, говорится именноо мясистом наросте на макушке головы великой личности: „Тридцатьвторой признак—макушка заканчивается мясистой шишкой-узлом.Это означает, что на самой макушке есть мясистый нарост, которыйвздымается кверху и имеет форму узла волос" (Словник Трипитаки); „Сказано... на макушке мясистый узел... макушка—это верх головы.Мясистый узел—это мясистый нарост (досл.: дамба, земляная насыпь) на макушке головы" (Комментарии Сутры о бесконечном)» 34.

 

А.И.Кобзев КАТЕГОРИЯ «ФИЛОСОФИЯ» И ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ

Кравцова М. Е. Поэзия вечного просветления, IV,

Кравцова М. Е., 1983 - Кравцова М. Е. Даосизм и поэзия: Цикл Цао Цао " Ци чу чан"

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.