Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы мышления






Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Иными словами, понятие – это совокупность существенных признаков предмета. Например, у стула много признаков: цвет, материал, размеры, мягкость. Но существенными являются только те, которые и делают стул стулом. Ими являются: предмет мебели, создан для сидения, у него имеется опора для спины. Это и есть существенные признаки данного понятия. В понятие «дерево» входят все признаки, присущие дереву, и не входит то, что характерно только для березы, или ели, или дуба и пр.

Понятие обозначается словом, которое есть чувственная, материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями – значит мыслить словами. Слово заменяет предмет, но в каком-то определенном смысле. Ведь на слово «стул» не сядешь, и словом «хлеб» сыт не будешь. В чувственном познании человек знакомится с самими предметами и явлениями действительности, которые и обобщает затем данным понятием.


У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на который они опираются. Трудности возникают тогда, когда новое понятие обозначаемое словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у ребенка, т. е. с тем содержанием данного понятия, которым он уже владеет и усвоил в результате личного чувственного опыта (например, птица – это животное, которое летает, поэтому бабочки, жуки, мухи относятся к птицам, а курица, утка – нет, они не летают). В усвоении понятий особенно важна правильная организация чувственного опыта учащихся. Чем абстрактнее понятие, тем труднее опереться на материал, который можно показать детям, тем больше приходится пользоваться рассказом о вещах, которые могут помочь усвоению понятия.

 

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их признаков и свойств. Например, суждение «После молнии гремит гром» утверждает наличие определенной связи во времени между двумя явлениями в природе.

Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, суждение «Все планеты вращаются вокруг Солнца» - истинное, а суждение «После весны наступает зима» - ложное.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например, «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например, «Некоторые студенты – отличники»; в единичных суждениях – только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Например, если известно, что «все сланцы горючи» (первое суждение) и что «данное вещество является сланцем» (второе суждение), то можно умозаключить, т. е. сделать вывод, что «данное вещество горюче» (третье суждение выведено из первых).

Различают два основных вида умозаключений – индуктивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция – это умозаключение от частных случаев к общему положению. Индукция начинается с накопления разнообразных знаний об однородных предметах и явлениях, обобщая которые делают новый общий вывод, устанавливают общее правило или закон. Например, известно, что золото, медь, железо, чугун (все металлы) плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить новое общее суждение: «Все металлы плавки».

Дедукция – такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Следовательно, воздух при нагревании расширяется».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.