Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о мышлении






 

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

Что же такое опосредованное познание? Например, человек, сидящий в комнате хочет узнать, какова температура снаружи. Для этого есть разные возможности – почувствовать эту температуру своим кожным анализатором непосредственно (выйдя на улицу) или посмотреть на термометр, прикрепленный снаружи у окна. В последнем случае человек о температуре узнает опосредованно. Опосредованный характер мышления дает нам возможность значительно расширить познание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприятие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мышления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем новые законы и пр.

Но мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание окружающего мира. Ощущения и восприятия дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание не может быть достаточным, ведь жизнь, практика требуют умения предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. А это возможно благодаря обобщению. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. Обобщая, мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной реальности.

Значение мышления:

1) радикально расширяет возможности человека в познании окружающего мира, вплоть до невидимого, поскольку мышление оперирует не только первичными и вторичными (представлениями) образами, но и понятиями (например, геометрическими понятиями «круг», «квадрат»);

2) позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют (например, войну, экономический кризис);

3) позволяет творчески отражать окружающий мир и преобразовывать действительность.

Физиологическая основа. Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.