Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды памяти






Виды памяти рассматриваются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз заново учиться ходить, писать и т.п.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она связана с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир В соответствии с этим различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются без применения специальных приемов, без волевых усилий.

Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она ограничена по объему: при однократном предъявлении в кратковременную память помещается в среднем 7+2 объектов. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость запоминаемых сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, для решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

 

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

 

I II III

Двигательная Непроизвольная Кратковременная

Эмоциональная Произвольная Оперативная

Образная Долговременная

Словесно-логическая

 

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

 

Индивидуальные различия памяти у людей.

 

Индивидуальные различия памяти людей проявляются в особенностях ее процессов (т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей) и в особенностях содержания памяти (т.е. в том, что запоминается).

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в:

- скорости запоминания (определяется числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного материала);

- точности запоминания (определяется количеством ошибок, сделанных при запоминании);

- прочности запоминания (выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания);

- готовности к воспроизведению (выражается в том, насколько легко и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо).

Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Типы памяти. Индивидуальные различия в памяти, как уже было отмечено, проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т.п.), у третьих – не замечается явного преимущества в запоминании определенного материала. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-логический и промежуточный типы памяти. Физиологической основой различия между этими типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. Требования жизни, профессиональной деятельности обусловливают более или менее выраженные особенности того или иного типа памяти. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, словесно-логический тип – у ученых-теоретиков. Но обычно у людей не наблюдается преобладания того или иного типа памяти.

Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое память?

2. В чем заключается значение памяти в жизни людей?

3. Какие теории механизмов памяти вы знаете?

4. Приведите примеры ассоциаций.

5. Выделите процессы памяти.

6. Объясните, в чем заключается целесообразность забывания?

7. Чем отличается память оперативная от кратковременной? Какие виды памяти у вас наиболее эффективны?

8. Какие способы запоминания вы знаете и используете ли их в учебной работе и жизни?

9. *Понаблюдайте за собой и напишите небольшое сочинение: «Особенности моей памяти».

Литература

 

1. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.

2. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1984.

3. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975. – С. 42-99.

4. Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетия. Что мы знаем о памяти. – М., 1988.

5. Развитие памяти. – Рига, 1991.

6. Развитие творческой активности школьников. – М., 1991. – С. 126-149.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т.1. – С. 300-344.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.