Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы памяти






Основные процессы памяти – запоминание, сохранение (забывание), воспроизведение (и его формы).

Запоминание. Это процесс памяти, заключающийся в закреплении образов, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство. При преднамеренном запоминании ставится цель (запомнить материал) и прилагаются волевые усилия.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями. Основным условием механического запоминания является повторение, а смыслового – понимание.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит:

1) от характера деятельности, от процессов целеполагания;

2) от установки – запомнить надолго или запомнить на короткий срок;

3) от отношения к заучиваемому материалу (лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание называется мотивированным).

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемическими приемами.

Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время.Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти (см. далее), а статическое – в долговременной (см. далее). При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Забывание. Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности: «Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде». (Петровский А.В. Ведение в психологию.)

Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных частей его, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям.

Вообще говоря, забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Так например, временное забывание может быть вызвано запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось может быть воспроизведено. Также торможение проявляется тогда, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью

Отсюда вытекают важные педагогические выводы. Во-первых, при переходе от одного материала к другому необходимо делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы. Во-вторых, готовя домашние задания, надо по возможности учить менее сходные по содержанию предметы: например, после литературы – алгебру, а не историю. Этим правилом надо руководствоваться и при составлении расписания уроков.

 

Воспроизведение. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (непроизвольное и произвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание самая простая форма воспроизведения, заключающаяся в появлении чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Воспроизведение характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Если воспроизведение связано с затруднениями, то говорят о припоминании.

Припоминание – наиболее активное воспроизведение, которое связано с напряжением и требует определенных волевых усилий.

 
 


Припоминанию учебного материала помогают вопросы. Вопросы вызывают промежуточные ассоциации, подводящие детей все ближе к цели. Однако вопросы могут и мешать припоминанию, если они заданы неумело и порождают побочные ассоциации. К.Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.