Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие ощущений






Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Выделяют две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта (необычайная острота зрения у шлифовальщиков, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое ощущения?

2. В чем заключается значение ощущений в жизни человека?

3. Что является физиологической основой ощущений?

4. Назовите виды ощущений. Какие основания лежат в основе классификации ощущений?

5. Выделите аспекты качественной характеристики ощущения.

6. Приведите примеры, иллюстрирующие закономерности ощущений.

7. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?

8. В цехе работает шестьдесят одинаковых станков. Сколько из них должно остановиться, чтобы мастер на слух мог это установить?

9. О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О.Скороходовой:

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю

10.* Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?

Литература

 

1. Введение в психологию /Под ред. А.В, Петровского. – М., 1996. – С. 117-136.

  1. Веккер Л.М. Психические процессы. – Л., 1974. – С. 142-175.
  2. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975. – С. 4-42.
  3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов – М., 1998. - С. 203-217.
  4. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975. – С. 219- 253.

Восприятие

 

План.

1. Понятие о восприятии.

2. Основные свойства восприятия.

3. Особенности восприятия.

4. Индивидуальные различия восприятия у людей.

 

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу…

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше – чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

Я соткала жизни красочный узор. (О.Скороходова)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.