Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассеянность






Рассеянностью называется неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Например, многие ученые совершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей. К.К.Платонов в книге «Занимательная психология» приводит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы.

Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание необходимо учителю. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое внимание?

2. Расскажите о физиологической основе внимания.

3. Какие функции в жизни человека внимание выполняет?

4. В чем сущность подходов к понятию внимания Т.Рибо, Д.Н.Узнадзе, П.Я.Гальперина?

5. Какие виды внимания проявляются у человека?

6. Выделите условия, необходимые для поддержания произвольного внимания.

7. Дайте сравнительную характеристику следующим свойствам внимания: распределение и переключение, объем и распределение, устойчивость и сосредоточенность.

8. Прокомментируйте следующие ситуации. В чем причины рассеянности?

1) Известна история, когда Н.Е.Жуковский приходит к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого?» Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?» - «Нет». – «А хозяйка?» - «Нет и хозяйки. А что передать?» - «Скажите, что приходил Жуковский».

2) Дени Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, из-за чего ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно простаивали у его дома.

9. * Разработайте комплекс упражнений на развитие свойств внимания для детей младшего школьного возраста.

Литература

 

1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 167-174.

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
  2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
  3. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990. – С. 5-30.
  4. Страхов В.И. Психология внимания. – Саратов, 1992.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.