Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды деятельности






Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют четыре генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: общение, игру, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, совместной деятельности между людьми. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио и т.д.).

Игра – это вид деятельности, состоящий в отражении различных сторон жизни (например, взаимоотношений со взрослыми). Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую он в игре берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение складывается из: усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений; приемов и операций, из которых складываются основные виды деятельности; овладения способами использования указанной информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности. Обучение есть двусторонний процесс передачи и усвоения знаний и включает в себя взаимодействие ученика и учителя; учение – не пассивное восприятие, не просто прием передаваемых учителем знаний, а их освоение.

Труд – это вид деятельности, целью которого является создание общественно полезного продукта (как материального, так и духовного). Занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни и т.д. Труд в целом – не психологическая, а социальная категория. В своих основных общественных закономерностях он не предмет психологии, а общественных наук.

Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития ребенка. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Общение является ведущим видом деятельности в младенческом возрасте (0-1г.) (эмоциональное общение) и в подростковом возрасте (11-15 л.) (общение со сверстниками), игра – в дошкольном возрасте (3-7л.), учение – в младшем школьном возрасте (7-10л.), разновидность трудовой деятельности –учебно-профессиональная деятельность – в старшем школьном возрасте (15-17л.). В трудах А.Н. Леонтьева показано, что именно в ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?

2. Каковы основные компоненты структуры деятельности?

3. Может ли мотив деятельности совпадать с ее целью? Ответ обоснуйте.

4. Приведите примеры действий и операций деятельности.

5. Назовите основные виды деятельности.

6. Какие формы игр различают? Приведите примеры для каждого вида игры.

7. В каком возрасте общение является ведущим видом деятельности?

8. Какой вид деятельности является ведущим в вашем возрасте? Ответ обоснуйте.

9. * Проанализируйте следующие формы деятельности с точки зрения ее структуры:

- литературная деятельность,

- педагогическая деятельность,

- игра в прятки,

- изучение иностранного языка.

 

Литература

 

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – С.21-37.

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. – С.73-189.
  2. Немов Р.С. Психология: В 3 т. – т.1.- М., 1995. - С. 124-140.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т.1. – С. 14-93.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989. – С. 72-125.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.