Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и определение психологии как науки






Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Что же представляет собой психология как наука? Ответ на данный вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии.

Сам термин «психология» образован из слияния двух греческих слов: psyche – «душа» и logos - «слово», «учение».

Психология и очень старая и очень молодая наука. Известный психолог конца ХIХ – начала ХХ вв. Г.Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – у психологии огромная предистория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, владеть собой. Так возникло представление о душе. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист Платон понимал душу как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в Высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Первое систематическое изложение психических явлений было предпринято древнегреческим философом Аристотелем в трактате «О душе».

 
 


Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал смело отвечать: «Аристотель». Этот древнегреческий философ заложил первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву можно считать также отцом психологии как науки.

 

Одним из главных вопросов, который волновал философов, была проблема связи души и тела. Именно в таком ракурсе психологическое знание накапливалось в течение

многих веков.

Только в XVII-XVIII благодаря бурному развитию естественных наук возникает новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. В то время преобладало убеждение о том, что психическая жизнь – проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного для объективного научного анализа. Такой метод получил название интроспекции (от лат. introspectare – «смотреть внутрь»). В рамках интроспективной психологии рассматривались многие психологические вопросы, однако ответы на них были чисто теоретическими.

Историю научной психологии принято считать с 1879 г. - года открытия немецким физиологом В.Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической.лаборатории.

Однако почти все теории конца XIX в. и часть теорий ХХ в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии. Их различие сводилось к разным характеристикам сознания со стороны его структуры, содержания и степени активности.

В начале ХХ в. под влиянием запросов развития научного объективного знания, с одной стороны, и социально-экономических потребностей, с другой, - наметился кризис интроспективной психологии. Это привело к тому, что во втором десятилетии возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки – поведение. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour – «поведение»). Его разрабатывали американские психологи Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон и др., которые считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания – слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что возможно точно наблюдать в поведении и фиксировать. Психология стала пониматься как наука о поведении.

Параллельно бихевиоризму возникло еще одно направление - психоанализ. Основателем этого направления стал австрийский психиатр и психолог З.Фрейд. Его представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, возникшими в результате либо подавления, либо вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой психике. Характеризуя значение этого переворота, один из биографов З.Фрейда поясняет: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме». [Цит. по: Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998. – С.419]

Наряду с бихевиоризмом и психоанализом в ХХ в. возникли многие психологические теории, которые оказали большое влияние на развитие психологии как науки. (подробнее о них см. в последующих параграфах).

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений – философско-религиозного и естественно-научного. Современная российская психологическая наука в основном придерживается диалектико-материалистического подхода к происхождению психики, в основе которого лежит теория отражения (см. п.1.3.).

Кратко этапы развития психологии можно представить в следующей схеме:

 

Табл.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.