Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административный надзор.






Административный надзор представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами специальных норм и правил, закрепленных в законах или подзаконных актах.

Субъектами административного надзора являются:

- федеральные службы;

- государственные инспекции (ГИБДД);

- структурные подразделения государственных органов.

Административный надзор обладает следующими признаками:

- отсутствие организационной подчиненности объекта субъекту;

- надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, норм, стандартов;

- субъект не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объекта;

- субъекты вправе применять меры административного принуждения;

- надзор осуществляется как за юридическими, так и за физическими лицами;

- наличие у субъекта юрисдикционных полномочий, т.е. по рассмотрению дел о правонарушениях;

- формами административного надзора является проверка выданных лицензий, разрешений, документов.

Для выполнения своих задач органы административного надзора наделены полномочиями:

1. По предупреждению правонарушений: вправе запрашивать и требовать сведения, информацию, документы, беспрепятственно обследовать территории объектов, проводить проверки.

2. По пресечению правонарушений; дача предписаний об устранении выявленных нарушений, о приостановке работ, ведущихся с нарушением установленных требований, приостанавливать или аннулировать лицензии и т.д.

3. По применению мер ответственности: назначать наказания, проводить производство по делам об административных правонарушениях.

4. По нормотворчеству: устанавливают и разрабатывают правила, нормы, требования, стандарты при осуществлении той или иной деятельности.

 

Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением на территории РФ всех законов, обеспечением их верховенства, единства и укреплением законности, защитой прав и свобод человека и гражданина.

Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями.

Объектами прокурорского надзора являются:

- федеральные органы исполнительной власти;

- представительные и исполнительные органы субъектов РФ;

- органы местного самоуправления;

- органы военного управления;

- органы управления;

- органы контроля;

- коммерческие и некоммерческие организации;

- учреждения и организации исполнения наказания.

Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ. В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Методами прокурорского надзора являются:

1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Осуществляется на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Для осуществления своих полномочий прокурор наделяется следующими правами: беспрепятственно входить на территорию объекта, иметь доступ к документам, проводить проверки, требовать материалы и документы, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений, надзор за соблюдением прав и свобод граждан.

2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами. Критериями установления несоответствия актов закону являются:

- несоблюдение правил, сроков, формы, процедуры издания норм, актов;

- отсутствие основания для издания актов;

- произвольное толкование или умышленное искажение положений закона и т.д.

3. Участие прокурора в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности и принятие по ним мер.

В случаях нарушений законов и иных актов прокурор может отреагировать в следующих формах:

1. Протест приносится на противоречащий закону акт и направляется органу или должностному лицу, издавшему неправомерный акт. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней и о результатах рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.

2. Представление – форма реагирования на факты нарушения закона, причины и условия им способствующие. Оно вносится в органы, должностным лицам, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца и о результатах рассмотрения прокурор извещается в письменной форме.

3. Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный орган, который в письменной форме должен сообщить прокурору о результатах рассмотрения.

4. Предостережение о недопустимости нарушения законодательства объявляется должностному лицу с целью предупреждения готовящегося правонарушения.

 

54. Федеральные органы исполнительной власти РФ.

55. Органы исполнительной власти субъектов РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.