Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный контроль и его виды.






Президентский контроль

Президент РФ является высшим должностным лицом, обладающим наиболее широкими контрольными полномочиями в сфере осуществления исполнительной власти. Президент может осуществлять такой контроль либо непосредственно, либо через своих представителей.

Непосредственно Президент контролирует деятельность Правительства РФ и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении контроля Президент вправе:

- отменять любые нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

- приостанавливать действия нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

-освобождать от должности высших должностных лиц РФ, а также должностных лиц субъектов РФ.

Представителями Президента, осуществляющими контрольные функции, являются Администрация Президента РФ и его региональные представители.

Администрация Президента РФ осуществляет контроль за соблюдением и исполнением указов и иных нормативно-правовых актов Президента РФ.

Непосредственно для осуществления контроля в системе Администрации действует контрольное управление, которое вправе требовать и получать от любых органов исполнительной власти документы, вносить представление об устранении допущенных нарушений, направлять материалы дел по выявленным нарушениям в уполномоченные органы для привлечения виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Деятельность контрольного управления распространяется в том числе, и на президентские структуры.

Представители Президента РФ в федеральных округах обеспечивают соответствие законодательства субъектов РФ, входящих в данный округ, Конституции РФ и федеральным законам. Они осуществляют контроль за деятельностью всех государственных органов, находящихся на территории данного федерального округа, в частности:

- проводят согласительные процедуры при возникновении противоречий между субъектами.

- участвуют в формировании федеральных органов исполнительной власти на территории данного субъекта,

- обеспечивают взаимосвязь органов исполнительной власти субъекта с федеральными органами исполнительной власти;

- имеют право присутствовать на заседаниях государственных органов субъекта РФ;

- имеют право получать любую необходимую информацию о деятельности государственных органов субъекта;

- вправе требовать устранения допущенных нарушений;

- вправе обращаться в органы прокуратуры и суд с требованием о проверке соответствия принимаемых нормативно-правовых актов и совершаемых государственными органами субъекта действий, законодательству РФ и нормативно-правовым актам Президента РФ и актам федеральных органов исполнительной власти.

Контроль законодательных органов

Законодательные органы по общему правилу не имеют права вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, тем не менее, Конституция РФ и действующее законодательство предусматривают возможность осуществления контроля за деятельностью административно-распорядительных органов.

Такой контроль осуществляется, прежде всего, путем рассмотрения отчетов. Наиболее важными из таких отчетов является отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый Правительством РФ по итогам финансового года. Рассмотрение такого отчета дает основание на оценку деятельности Правительства РФ и в случае отрицательной оценки, Государственная Дума РФ вправе выразить Правительству РФ недоверие, что является основанием для отставки Правительства РФ.

Вторым способом осуществления контроля является право депутатского запроса. Депутатский запрос заключает в себе требование законодательного органа предоставить информацию по наиболее актуальным и болезненным вопросам общественной и политической жизни. Запрос направляется в орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено решение названных проблем. Руководитель этого органа обязан либо письменно, либо устно непосредственно на заседании Государственной Думы дать депутатам необходимые разъяснения, при этом Государственная Дума вправе принимать постановление, в котором содержаться указания органам исполнительной власти. Такие указания, хоть и носят рекомендательный характер, но должны учитываться при практическом осуществлении государственного управления.

Совет Федерации Федерального Собрания, осуществляя контроль за деятельностью исполнительной власти, вправе требовать отчета по любым вопросам, а также вправе утверждать либо не утверждать указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения.

Для более полного осуществления контроля Государственная Дума создала специальные органы. Наиболее значимым таким органом является Счетная палата РФ, которая контролирует соблюдение Закона «О федеральном бюджете РФ», состояние внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка РФ.

Вторым контрольным органом является Уполномоченный по правам человека, который осуществляет контроль за соблюдением на территории РФ международно-правовых и внутренних норм по правам и свободам человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека вправе беспрепятственно посещать любые части территории РФ, а также любые учреждения и организации, знакомиться с документами связанными с их деятельностью, составлять отчеты о состоянии защиты прав и свобод человека и представлять их Государственной Думе и иным высшим органам государственной власти РФ.

Контроль исполнительных органов

Контрольные функции осуществляются всеми без исключения органами исполнительной власти. Эти органы осуществляют контроль только в пределах закрепленной за ними компетенции.

В зависимости от компетенции такой контроль можно разделить на 3 вида:

1. Общий контроль. Он осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции, обладающими надведомственными полномочиями и обеспечивающими координацию деятельности всех остальных органов исполнительной власти. Органы общего контроля вправе требовать устранение допущенных нарушений, представления отчетов и объяснений от органов исполнительной власти, приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

2. Ведомственный контроль. Он осуществляется органами отраслевой и межотраслевой компетенции в отношении подчиненных им субъектов. Данный контроль охватывает только те аспекты деятельности хозяйствующих и иных субъектов, которые прямо вытекают из отраслевой компетенции соответствующего государственного органа. В рамках осуществляемого контроля должностные лица органов исполнительной власти вправе беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, знакомиться с текущей документацией, получать установленные законодательством отчеты, требовать устранения допущенных нарушений, и привлекать виновных к дисциплинарной ответственности.

3. Надведомственный контроль. Он осуществляется органами специальной компетенции за соблюдением и исполнением специальных административных правил. Надведомственный контроль осуществляется, как правило, в отношении неподчиненных субъектов. В рамках этого контроля уполномоченные государственные органы вправе знакомиться с документацией по предмету контроля, требовать устранения допущенных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности.

Контроль судебных органов

Судебные органы РФ осуществляют контроль за деятельностью органов исполнительной власти путем рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел. Особенностью судебного контроля является:

1. Судебный контроль не может осуществляться по инициативе самих судебных органов. Для начала контрольной деятельности суду необходимо специальное обращение, поданное иными субъектами. При рассмотрении уголовных дел таким обращением является обвинительное заключение, направленное прокурором и органами предварительного следствия; по гражданским делам - исковое заявление заинтересованных лиц, по административным делам - заявление государственных органов и иных субъектов. Только при наличии таких обращений суд вправе устанавливать законность тех или иных действий, либо решений органов и должностных лиц исполнительной власти. При этом судебные органы контролируют только законность деятельности, не касаясь вопросов хозяйственной целесообразности.

2. Судебные органы сами не вправе отменять незаконные решения органов исполнительной власти. Такие решения признаются неправомерными и должны отменяться тем органом, который их принял.

В процессе рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел судом могут быть выявлены какие-либо нарушения в деятельности государственных органов. Суд, выявив такие нарушения, вправе вынести частное определение, в котором указываются допущенные нарушения. Частное определение подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, о результатах которого извещается суд.

Судебный контроль осуществляют: конституционные суды, арбитражные суды, суды общей юрисдикции. Мировые суды рассматривают административные, гражданские и уголовные дела, по которым предусмотрено наказание не более 2 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.