Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки административной ответственности.






Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными государственными органами и их должностными лицами административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения.

Она образует самостоятельный правовой институт административного права.

 

Административной ответственности характерны сл едующие признаки:

1. Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую базу - это Кодекс РФ об административных правонарушениях и законодательство субъектов РФ.

2. Основанием привлечения в административной ответственности является только административное правонарушение.

3. Административная ответственность всегда выражается в применении административных наказаний.

4. Административное наказание применяется только специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами.

5. Административное наказание применяется уполномоченными государственными органами только к неподчиненным им субъектам.

6. Административная ответственность наступает независимо от наличия вредных последствий совершенного деяния.

7. Административная ответственность не влечет судимости или увольнения с работы.

8. Административная ответственность применяется строго в соответствии с установленным законом порядке. Этот порядок урегулирован административно-процессуальными нормами.

Целями административной ответственности являются восстановление правопорядка в соответствующей сфере государственного управления и воспитание граждан в духе уважения законов. Исходя из этих целей административная ответственность выполняет 2 функции: карательную (штрафную) и предупредительную.

Административная ответственность применяется в соответствии со следующими принципами:

1. Законность предполагает ответственность в пределах закона. Административная ответственность возможна лишь за деяния, запрещенные законом и за совершение которых законом установлена административная ответственность. Законность ответственности заключается в том, что при применении ответственности закону, запрещающему какое-либо деяние, не должна придаваться обратная сила уже по той причине, что право регулирует волевое поведение людей, соизмеряющих свои поступки с их юридической оценкой. По той же причине должно быть заранее известно, какое именно (в каких пределах) наказание будет применено к тем, кто совершит именно такое правонарушение.

2. Обоснованность ответственности. Под основанием юридической ответственности принято понимать правовые и фактические условия, при существовании которых государство применяет к субъектам правонарушения те или иные принудительные меры. Правовым основанием является норма права, предусматривающая административную ответственность. Фактическим основанием выступает административное правонарушение. В условиях подлинно демократического правового режима социальные, расовые, психологические, нравственные и иные качества личности, прошлое поведение человека, его общественные и другие связи, а тем более убеждения, не могут стать основанием возникновения административной ответственности.

3. Индивидуализация возложения административной ответственности. Данный принцип заключается в том, что ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта. Административная ответственность эффективна только тогда, когда ее носитель персонально определен.

Принцип индивидуализации обеспечивается также возможностью избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, и др. Индивидуализация административной ответственности – это всесторонний анализ личности правонарушителя, особенностей совершенного им деяния, а также других обстоятельств объективного и субъективного порядка в целях справедливого разрешения дела.

4. Нормативно-правовая регламентация (закрепленность) осуществления. Применение административной ответственности регламентируют нормы административно-процессуального права, порождающие при наличии определенных фактов процессуальные правоотношения.

5. Справедливость. В основе справедливой ответственности лежит, прежде всего, соблюдение законодателем принципа соразмерности правонару­шения и применяемых санкций. При самом тщательном соблюдении всех принципов ответственности она может оказаться несправедливой, если правонарушитель в точном соответствии с действующим зако­ном подвергается чрезмерно суровому либо, наоборот, чересчур мягкому наказа­нию.

Принцип справедливости проявляется и тогда, когда правонарушителю в соответствии с обстоятельствами дела, назначается конкретная мера наказания на основе относительно определенной санкции. И, наконец, самостоятельное значение принципа справедливости ответственности состоит в том, что за одно правонарушение к виновному может быть применена только одна карательная санкция.

6. Недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно нарушение. Здесь имеются в виду те случаи, когда одно и то же правонарушение предусмотрено в качестве такового нормами различных отраслевых институтов ответственности, поскольку данное деяние нарушает правопорядок в разных сферах общественной жизни.

7. Неотвратимость наступления ответственности заключается в том, что всякое лицо, совершившее правонарушение, должно нести за него ответственность. В значительной мере этот принцип конкретизирует общие принципы законности и равенства граждан перед законом, поскольку неприменение или выборочное применение правовых норм соответственно порождает полное беззаконие либо, так называемую, частную или усеченную законность. Занимаемые посты и должности, прошлые и настоящие заслуги, национальная принадлежность и тому подобное не могут освободить правонарушителя от привлечения к ответственности.

Неотвратимость ответственности более всего зависит от налаженности рабо­ты правоохранительных органов, от подготовленности, компетентности и добросо­вестности работников, уполномоченных привлекать к ответственности и применять санкции.

8. Своевременность ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности, т.е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений такой срок определен в несколько месяцев; Давностью огра­ничено также обращение к исполнению вступившего в законную силу постановления о наложении административного наказания (два года).

9. При осуществлении ответственности учитываются такие правовые принципы как целесообразность и гуманизм. Они означают, что лицо, совершившее правонарушение и признанное виновным, может быть полностью или час­тично освобождено от применения и реализации санкции, если правонарушитель добровольно возместит нанесенный ущерб или устранит причиненный вред, проявит чистосердечное раскаяние или делами докажет свое исправление, в силу чего назначение ему наказания либо дальнейшее отбывание назначенной меры станет нецелесообразным.

 

29. Административное принуждение: понятие и меры.

Административное принуждение – это разновидность государственного принуждения, заключающаяся в применении органами государственной власти специальных мер, ограничивающих законные права и свободы субъектов административно-правовых отношений при совершении ими неправомерных действий. Характерной особенностью мер административного принуждения является то, что они

- носят государственно-властный характер.

- применяются только специально уполномоченными государственными органами.

- применяются только в соответствии с установленным законом порядком.

- оказывают исключительно личное воздействие на правонарушителя.

Выделяют 3 разновидности мер административного принуждения:

I. Административно-предупредительные меры. Их целью является предотвращение возможности нарушения действующих правовых норм. Обычно к административно-предупредительным мерам относят также меры контроля и надзора. В рамках административно-предупредительных мер государственные органы вправе проверять документы, удостоверяющие личность субъектов, наличие у него специального права, а также документы подтверждающие правомерность использования имущества. В отношении юридических лиц государственные органы вправе проводить проверки, ревизии, инвентаризации, а также выносить предупреждения о возможности нарушения законодательства.

II. Административно-пресекательные меры. Их целью является прекращение неправомерных действий. Применение административно-пресекательных мер, как правило, связано с прямым воздействием на правонарушителя, поэтому законодательство подробно регулирует сущность и порядок использования каждой отдельно взятой меры. Обычно выделяют 3 разновидности пресекательных мер:

1. Меры общего характера. Они, как правило, используются всеми государственными органами. К таким мерам относят: требование уполномоченных должностных лиц прекратить противоправное поведение, а также приостановление либо ограничение осуществления какого-либо вида деятельности.

2. Специальные меры. Они предусмотрены Федеральным Законом «О полиции». Такими мерами являются: применение физической силы, включая специальные приемы борьбы, применение слезоточивых газов, свето-шумовых устройств, применение наручников, резиновых дубинок, водометов, а также применение холодного и огнестрельного оружия. По общему правилу, эти меры не применяются в отношении несовершеннолетних, инвалидов и беременных женщин. Непосредственный порядок применения каждого вида специальных мер установлен помимо Закона «О полиции» внутриведомственными актами государственных органов, уполномоченных использовать пресекательные меры.

3. Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Порядок применения этих мер регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях, который относит к ним:

а) административное задержание. Оно применяется должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, ГИБДД, военнослужащими внутренних войск, военнослужащими и должностными лицами уголовно-исправительной системы и военнослужащими пограничных войск и состоит в доставлении и содержании правонарушителя в специальных помещениях. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать 3 часа, но в некоторых случаях срок административного задержания может быть увеличен до 2 суток. При совершении наиболее значительных административных правонарушений срок административного задержания может быть продлен до рассмотрения дела об административном правонарушении;

б) доставление т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола.

в) досмотр делится на личный и досмотр вещей, транспортного средства. Личный досмотр производится в закрытых помещениях, лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, транспортного средства производится в присутствии собственника, но в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен в отсутствии собственника, но в присутствии двух понятых;

г) изъятие вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения и документов, имеющих значение для рассмотрения дела об административном правонарушении;

д) задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации выражается в помещении транспортного средства в специально охраняемое место;

е) отстранение от управления транспортным средством;

ж) освидетельствование на состояние опьянения производится в медицинском учреждении. По результатам освидетельствования составляется акт;

з) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения;

и) привод физического лица, законного представителя юридического лица, несовершеннолетнего, свидетеля;

к) временный запрет деятельности.

О применении всех названных мер процессуального обеспечения, уполномоченные должностные лица составляют протокол, который приобщается к материалам дела об административном правонарушении. Как правило, меры процессуального обеспечения применяются до устранения причин вызванных их применение.

III. Меры юридической ответственности. Они применяются к лицам, совершившим правонарушения, не подпадающие под признаки состава уголовного преступления. Органы исполнительной власти вправе применять 3 разновидности юридической ответственности:

1. Дисциплинарная ответственность заключается в применении должностными лицами дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им субъектов, совершивших дисциплинарные проступки.

2. Административно-материальная ответственность наступает в случаях, когда вследствие совершения дисциплинарного проступка причинен конкретный материальный вред и заключается в возмещении этого вреда.

3. Административная ответственность заключается в применении судебными органами и должностными лицами органов исполнительной власти административных наказаний к лицам, совершим административные правонарушения.

Применение всех видов юридической ответственности подробно регулируется административно-процессуальным законодательством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.