Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука административного права.






Наука административного права – это система взглядов, идей, представлений ученых юристов - административистов об административном праве и регулируемых им общественных отношений.

Наука административного права имеет свой предмет и методы.

Предметом науки административного права является то, что изучается и исследуется учеными - административистами.

Предмет науки административного права заключается:

во-первых, в исследовании действующих административно-правовых норм. Наука разрабатывает рекомендации по совершенствованию, замене или отмене административно-правовых норм;

во-вторых, наукой устанавливаются и изучаются термины и категории, используемые административным правом, такие как «государственное управление», «исполнительная власть», «органы исполнительной власти», «государственная служба», «административная ответственность» и т.д.;

в-третьих, наука административного права изучает содержание и сущность административно-правовых институтов;

в-четвертых, наука изучает и анализирует практику применения административно-правовых норм, т.е. вносит корректировку в административно-правовые нормы в связи с изменениями, происходящими в общественной и политической жизни для обеспечения их полного и эффективного применения.

Наука административного права тесно взаимодействует с отраслью административного права и другими юридическими науками. Так, совместно с наукой конституционного права разрабатывает рекомендации по совершенствованию принципов организации исполнительной власти; с наукой гражданского права совершенствует порядок регулирования имущественных отношений; с наукой уголовного права совершенствует формы и методы привлечения к юридической ответственности.

Наука административного права использует следующие методы:

1. Формально-догматический (специально-юридический). С его помощью осуществляется внешняя юридическая обработка правового материала (догмы права). Этот метод включает такие приемы, как описание, анализ административно-правовых норм и правоотношений, их объяснение, толкование, классификацию.

2. Метод сравнительно-правового исследования – это способ исследования 2 и более административно-правовых институтов (например, российского и американского), который решает задачу их сравнения, выявления общего и различного.

3. Конкретно-социологический – включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью органов исполнительной власти, устные опросы, анкетирование государственных служащих, собеседование. Эти приемы обеспечивают получение необходимой информации и фактов непосредственно из самой жизни.

4. Сравнительно-исторический метод предполагает исторический подход к анализу и оценке административно-правовых явлений.

5. Метод обращения к другим наукам заключается в том, что наука административного права при анализе административно-правовых явлений широко использует положения и выводы, разрабатываемые другими науками.

Наиболее видными представителями современной науки административного права являются: В.М. Монохин (его работы в основном посвящены институту государственной службы); Д.Н. Бахрах разработал теорию административной ответственности и государственного принуждения в административном праве; Ю.Н. Старилов - работы посвящены проблемам государственной службы. Им же разработана подотрасль административного права – служебное право.

Представителями науки административного права являются также Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, Ю.М. Козлов и т.д.

 

3. Административное право зарубежных стран: общая характеристика.

 

 

4. Административно-правовая норма: понятие и виды.

Административно-правовая норма – это установленное государством и охраняемое мерами государственного принуждения, общеобязательное правило поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе реализации исполнительной власти.

Административно-правовые нормы характеризуются следующими признаками:

- устанавливаются государством

- охраняются мерами государственного принуждения

- закрепляют должное правило поведения субъекта

- содержаться в правовом акте

- преимущественно носят императивный характер, т.е. выражаются в категоричной форме, содержат предписания, обязательные для исполнения невластными субъектами

- выражают публичные интересы.

Административно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям:

1. От уровня принятия акта, в котором содержится норма:

а) федеральные;

б) субъектов Федерации;

в) местные.

 

2. По методу воздействия на поведение субъектов:

а) обязывающие;

б) запрещающие;

в) уполномочивающие.

 

3. По содержанию:

а) материальные;

б) процессуальные.

 

4. По объему регулируемых отношений:

а) общие нормы (распространяются на все сферы государственного управления);

б) межотраслевые (распространяются на несколько отраслей государственного управления);

в) отраслевые (распространяются на конкретную отрасль государственного управления).

 

5. В зависимости от функций выполняемых административным правом:

а) регулятивные нормы (компетенционные) закрепляют права, обязанности, полномочия, функции субъектов административно-правовых отношений;

б) правоохранительные нормы устанавливают виды и порядок применения юридической ответственности.

В зависимости от того, к какой группе (регулятивной или правоохранительной) относятся нормы, различается их структура.

Регулятивные нормы состоят из 3 элементов.

а) Гипотезы (условия, при которых действует данная норма).

б) Диспозиции (само правило поведения, установленное этой нормой).

в) Санкции (мера ответственности, предусмотренная за нарушение данной нормы).

Правоохранительные нормы состоят из 2 элементов:

а) Диспозиции;

б) Санкции.

 

Действие административно-правовых норм:

1. Действие административно-правовых норм в пространстве предполагает действие их на определенной территории: т.е. федеральные административно-правовые нормы действуют на всей территории РФ; межрегиональные нормы действуют на территории нескольких субъектов; региональные нормы действуют на территории отдельных субъектов; местные нормы действуют на территории соответствующих муниципальных образований.

2. Действие административно-правовых норм во времени предполагает уточнение момента вступления административно-правовых норм в юридическую силу и моментом потери юридической силы.

В зависимости от вида акта, в котором содержатся административно-правовые нормы, различаются и сроки их вступления в юридическую силу. Так, законодательные нормы вступают в юридическую силу по истечении 10-дневного срока после их официального опубликования, но встречаются случаи, когда срок вступления в силу устанавливается в самом правовом акте. Подзаконные правовые акты вступают в действие с момента их подписания.

Административно-правовые нормы прекращают свое действие в случае их официальной отмены, в случае замены их новыми или истечения срока действия.

3. Действие административно-правовых норм по кругу лиц. Действие административно-правовых норм распространяется на всех граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства и на юридические лица, находящиеся на территории РФ. Но встречаются случаи, когда административно-правовые нормы не распространяются на отдельные категории субъектов, например, на дипломатических представителей, депутатов высших органов государственной власти и высших должностных лиц.

Законодательство устанавливает 4 способа реализации правовых норм: соблюдение; исполнение; использование; применение.

Для административно-правовых норм характерными способами реализации является исполнение и применение. Исполнение заключается в точном и неукоснительном следовании субъектов правилам поведения, установленных определенной нормой. Применение является прерогативой специально уполномоченных органов, т.е. органов исполнительной власти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.