Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку родителей






Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Позиция педагога, активно участвующего в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальных стереотипов, так и профессиональных, формирующихся в процессе обучения в вузе. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.

Специальные исследования показали низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии не только родителей, но и педагогов. Внимание специалистов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку с особыми потребностями, упускается из виду.

У родителей наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Характерный внешний вид " особых" детей гораздо меньше тревожит социальные группы, знакомые с проблемой, а именно родителей и студентов-дефектологов старших курсов.

Центральным компонентом стереотипа умственно отсталого ребенка у будущих педагогов является нарушение познавательной деятельности. У первокурсников главным элементом стереотипа являются нарушения поведения.

Социальный стереотип образа " особого" ребенка у людей, мало знакомых с проблемой, не содержит таких категорий описаний, как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность к отношению окружающих. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения.

Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги. Возможно, это связано с застреванием родителей на более ранних стадиях кризисных переживаний, вызванных рождением ребенка с отклонением в развитии, - на фазе имплицитного отрицания, когда факт отклонения формально признается, но эмоционально отвергается. В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой " особых" детей в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка. По-видимому, осознание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога - не форсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха. В целом полученные данные показывают, с одной стороны, относительную устойчивость отрицательных стереотипов отношения к " особому" ребенку у лиц обследованных категорий, с другой - их определенную модификацию под влиянием профессионального образования. Последнее свидетельствует о важности эмоционально положительного взаимодействия с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов.

В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

Каждый ребенок является уникальной личностью.

Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в " няньку". Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.

Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила " в себя", не стеснялась своего больного ребенка.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. Они начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогом, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом формированию социально-бытовых навыков уделяется значительно меньше внимания.

" Деревня Светлана"

Уникальная для России деревня находится в 150 км от Петербурга. Здесь живут совершенно свободно люди с умственными расстройствами вместе с воспитателями и их семьями. Деревня входит во всемирное Движение Camphill.

Это совсем небольшая деревня. Всего четыре дома. Но она уникальна для России. В мире таких поселений насчитывается около ста в 20 странах мира. Наша единственная находится в Волховском районе Ленинградской области на реке Сясь. Кроме домов на 60 га земли разместились небольшая ферма, огород, теплицы, баня, бумажная, столярная, валяльная и фито- мастерские.

 

Здесь занимаются биодинамическим сельским хозяйством, выращивают экологически чистую продукцию. В пекарне, каждое утро пекут свежий хлеб для всех жителей. Их около 40. От хлеба с маслом собственного производства невозможно оторваться. Мы, городские жители, просто не знаем такого вкуса.

Двери домов никогда не запираются. Здесь живут люди совсем с другими ценностями. Не то чтобы они не ставят ни во что богатство и успех, в том смысле, который обычно вкладываем в это понятие мы, " нормальные" люди. Скорее они к нему по-другому относятся. Каждый ценится здесь как личность, неважно какое у тебя прошлое, важно, что и как ты делаешь здесь и сейчас, твои умения и потенциальные возможности, а главное - добросовестный труд.

Трудятся много: с раннего утра до вечера, особенно в летнюю пору, что характерно для деревенской жизни. Питание пятиразовое – помимо завтрака, обеда и ужина, двухразовое чаепитие с выпечкой. Баня - в пятницу вечером, которая используется в оздоровительных целях - в домах самые комфортные условия: горячая вода, ванна, стиральные машины-автомат, современные кухни. В субботу до обеда – уборка личных комнат и общих помещений, после - свободное время, которое как и в воскресенье посвящают художественным занятиям. Здесь любят и ценят культурные мероприятия.

Небольшая собственная библиотека, игры и занятия живописью, музыкальные вечера, на которых поют песни, рассказывают сказки, играют на музыкальных инструментах – так проводят здесь свободное от работы время, а не у экранов телевизоров. Недавно Владимир Спиваков подарил сразу семь флейт: одну большую и шестьмаленьких. Англичанка Сара прекрасно играет на флейте. Теперь можно будет проводить уроки и со временем создать флейтовый ансамбль. Раз в неделю встречаются на библейском вечере, читают вместе Библию. Участие – свободное, но желающих много, это не зависит от религии человека. Детей, а их в деревне семеро самого разного возраста, возят в православную церковь в 8 км на службу и причастие. Праздники, дни рождения – это всегда повод собраться вместе и весело и интересно их отметить. Среди жителей есть иностранцы, поэтому Рождество празднуют дважды. К празднику обязательно ставят костюмированный спектакль, где стараются задействовать каждого.

Мечтают о видеопроекторе, пусть и не новом. Его наличие сильно отразится на уровне и разнообразии местной культурной жизни. Стали бы возможны лекции по самой разной тематике, например, по живописи. Экран обычного компьютера слишком мал для такой цели, ведь слушателей собирается более 30.

Главная особенность этой деревни в том, что приблизительно половина ее жителей - люди с умственными расстройствами или нуждающиеся в специальном подходе. Слово " инвалид" здесь вы не услышите, сотрудники говорят " люди с особыми потребностями" или попросту - " ребята". Они живут вместе с воспитателями и их семьями, можно сказать одной семьей.

Как попадают сюда люди? С ребятами все просто. От родителей или опекунов нет отбою, звонят практически каждый день с просьбой принять на жительство. Но деревня переполнена. Что касается сотрудников, то очень сложно ответить на этот вопрос в общем. У каждого человека был свой путь сюда. Категория, которую проще всего объяснить – приезжают из-за границы за экзотикой. Там сейчас принято, особенно среди молодежи, у которой есть возможность между учебами поработать не для заработка, а волонтером в социальной сфере. На это очень положительно смотрят впоследствии работодатели. Некоторым скучно это делать в Германии, и они едут в Россию. К тому же многие из них изучают русский язык. Раз в год из Германии приезжает человек для прохождения альтернативной службы. Призывник работает на российских инвалидов, а правительство Германии еще и оплачивает его службу, что совершенно невозможно для нашей страны. Это добросовестные, очень четкие люди. Для сообщества такой вариант - большая поддержка

Все остальные случаи очень индивидуальны: у кого-то сложная жизненная ситуация, потребовавшая кардинальных перемен, кто-то жил в подобных поселениях заграницей и им интересен российский вариант. Уезжают тоже по-разному. Даниэль, проживший в деревне 9 лет, вернулся обратно в Германию, чтобы жениться. Это была большая потеря, на нем держался сад-огород, который вместе с фермой не только снабжает продуктами всю деревню, но еще и является источником небольшого дохода. Теперь ищут семейную пару или человека для работы садовником-огородником.

Прижившимся здесь уезжать сложно. Возвращаться в социум непросто, и даже страшно. Так после десяти лет уехал Марк, но живет в Camphill в Великобритании. В деревне есть свои старожилы. Они – носители традиций и преемственности. " Мне еще есть чему поучиться, еще есть движение вперед" – говорит Алексей, проживший в " Светлане" пять лет. – " Когда я почувствую, что взял уже все что мог, возможно, тоже возникнет желание уехать". Алексей родом из Пензенской области, по специальности - социальный терапевт. Эта профессия как раз и подразумевает работу с людьми с нарушениями и жизнь в подобных поселениях.

" Главное, чтобы было развитие" – считает Сара. – " У каждого человека свои сроки, для кого-то требуется несколько месяцев, кому-то три года, а кому-то вообще это не нужно. Но, если все уже идет по накатанной, то надо менять. Для этого иногда требуется достаточно много мужества".

Сара выросла с родителями в поселении кемпхилльского типа в Великобритании. Ей было 18, когда она в1994 году приехала в " Светлану" на летние каникулы. И поняла, что она здесь нужна. Вернулась уже на год, под видом стажировки русского языка, который она изучала. После учебы приехала еще на два года. Потом были шесть лет в Швейцарии, где она буквально заставляла себя получить профессию и поработать по специальности. После чего Сара сказала, что уже может позволить себе быть там, где она хочет, и вернулась обратно в " Светлану" три года тому назад.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.