Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доклад Образовательная среда как средство обеспечения коррекционно-образовательного процесса.






Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса всистеме специального образования

 

Учебно-познавательнаядеятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегдавозможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучениинормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применениеспецифических приемов и средств обучения и воспитания.

Любой учебныйпредмет характеризуется большим разнообразием содержания. Это обстоятельствовызывает необходимость применения при его усвоении различных и в каждомотдельном случае специфических приемов и средств обучения, бесконечноговарьирования способов их сочетания. Содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, поэтому спектр и комбинации приемов и средств обучения приобретают особое своеобразие.

Средстваобучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи сэтим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколькооно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитываетих познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечиваетнеобходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыковсистематической работы по самостоятельному приобретению знаний; предоставляетвозможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рациональногосочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода кобучению; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечиваеткоррекционно-компенсирующую направленность обучения; содействует развитиюзнаний и навыков, необходимых для социальной адаптации; ведет не только кусвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащеевоспитание, общее развитие личности.

В системеспециального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятияобучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выборомсредств реализации коррекционно-образовательного процесса. Решая вопрос о средствахобучения, педагог должен исходить из содержания материала. Наличия у учащихсянеобходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих теили иные отклонения в развитии.

Слово учителяявляется средством передачи ученикам знаний. Оно должно быть воспринято детьми.

Речь должна звучатьвнятно, отчетливо, естественно. Педагог специальных образовательных учрежденийдолжен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевогособытия, владеть техникой речевой импровизации, находить и использоватьситуации, способствующие активизации речевой деятельности учащихся, обладатьбездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы.

В специальномобразовании помимо словесной речи учителя используются и другие ее виды. Кним относятся дактильная и жестовая речь, применяемые в обучении лиц, имеющих нарушения слуха. Жестовая речь применяется в обучении и другихкатегорий лиц с отклонениями в развитии.

Дактильнаяречь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая букваалфавита изображается пальцами руки знака — дактилемы. Последние складываются вцелостные речевые единицы (слова, фразы и т.д.), при помощи которых протекаетпроцесс общения. При передаче сообщения слепоглухому его рука накладывается наруку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемуюинформацию.

Системажестового общения имеет сложную структуру. Она включает две разновидностижестовой речи — разговорную и калькирующую. Область применения разговорнойжестовой речи — неофициальное межличностное общение. Она представляет собойсамостоятельную систему. Калькирующая жестовая речь имеет иное строение. В нейкаждый жест эквивалентен слову, порядок следования жестов идентичен порядкуследования слов в обычном предложении.

Еще односредство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информации — зрительное восприятиеустной речи — «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинствелитературных источников принято называть чтением с губ.

В общениимежду людьми участвует не только слух, но и зрение. Видеть говорящего важно длявосприятия его речи, поэтому орган зрения помогает органу слуха. Речь можно нетолько слышать, но и видеть, воспринимая ее по движениям губ, мышц лица, языка.Это вспомогательное средство облегчает слабослышащим процессы слуховоговосприятия, а для глухих служит частичной компенсацией отсутствующего слуха.Зрительные впечатления вызывают в сознании читающего с губ образы слов, которыеоблегчают понимание сказанного.

В некоторыхслучаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые нарушенияопорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевойдеятельности) используется пиктографическое (символьное) письмо.

Гуманистическаянаправленность специального образования заставляет искать такие средстваобразования и коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям сограниченными возможностями, а также давали бы положительный и достаточнобыстрый эффект.

Современнаяспециальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается кразличным видам искусства как к средству развития и коррекции.

Существуетнесколько направлений в применении различных видов искусства вкоррекционно-педагогическом процессе: психофизиологическое (связанное скоррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное своздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое(выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общегои художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка впрактической художественной деятельности и творчестве). Реализация этихнаправлений осуществляется через определенные методики, которые используются вартпедагогике и в арттерапии.

Коррекционно-развивающаяработа строится с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка иособенностей каждого вида искусства.

Широкоераспространение в системе специального образования получило использованиемузыкальных средств воспитания. Во всех типах образовательных учреждений как вучебное, так и во внеучебное время существуют разные формы организации работы сдетьми, основанные на использовании разнообразных музыкальных средств.

Занятияоказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодическойстороны устной речи учащихся, развитие их слухового восприятия. Улучшениеслуховой памяти учащихся в процессе обучения восприятию музыки помогает им вусвоении языка.

Музыкальнаядеятельность имеет место не только на занятиях, но и вне занятий, вкультурно-досуговых формах работы (праздниках и развлечениях, тематическихвечерах, концертах и др.).

Изобразительныесредства выступаютне только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мирекрасок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира.

Ручнойтруд как виддекоративно-прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор иречевой запас.

 

Художественно-речеваядеятельностьпомогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развиваетспособность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.

Театрализованно-игроваядеятельность.Основной язык театрального искусства — действие, основные признаки — диалог иигра. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, так какигра и общение и для дошкольников, и для младших школьников, и для подростков —ведущая деятельность. Велики возможности этой деятельности в планекоррекционно-педагогического воздействия. Приобщение к миру театра позволяетвоспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память).

Использованиесредств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоениюразличных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека сограниченными возможностями, активному участию в общественной, культурной идосуговой деятельности в социальной среде.

В арсеналесредств, используемых для обеспечения коррекционно-образовательного процесса всистеме специального образования, имеется группа средств, значение которыхтрудно переоценить. Это разнообразная печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, при этом особая роль принадлежит учебникам.

Учебники, издаваемые для различных категорий детей с отклонениями в развитии, имеют своюспецифику, обусловленную особенностями развития детей.

По сравнениюс соответствующими учебниками массовой школы они модифицированы в зависимостиот характера и степени тяжести дефекта у обучающихся, их возраста, характераучебного предмета. В ряде случаев без изменений используются обычные учебникимассовой общеобразовательной школы. В других случаях (например, для специальныхшкол VIII вида, где обучаются умственноотсталые дети) создаются и используются учебники по общеобразовательнымпредметам, но с оригинальным содержанием в соответствии со специальнымобразовательным стандартом, учитывающим особенности данной категорииобучающихся. Для обеспечения специальных (коррекционных) предметов такжесоздаются и используются учебники, аналогов которым в массовой школе нет.

В учебниках, используемых в специальных школах, должны присутствовать:

Пропедевтическиеили дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные длязаполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характеромнарушения развития;

Средстваактуализации знаний и личного опыта;

Средстваактивизации познавательной деятельности и мотивации учения;

средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка в соответствии с особенностяминедостатков развития;

средства длякоррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения дляразвития навыков предметно-практической деятельности;

упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов средствамиданного учебного предмета у учащихся с теми или иными отклонениями в развитии.

Должны бытьтакже учтены:

Особенностивосприятия, внимания, речи, мышления, памяти данной категории детей сотклонениями в развитии;

Возможностьдифференцированного и индивидуального подхода к обучению с применениемучебника;

требования коформлению речевого материала учебника в соответствии с речевыми и интеллектуальнымиособенностями обучающихся.

Применениенаглядности в системе специального образования не самоцель, а средство болееполного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции.Особенностями применения наглядных средств в специальном образовании являются: во-первых, стремление к возможно большей естественности, натуральностипредлагаемых для ознакомления и исследования объектов и предметов; во-вторых, наглядно-действенный характер знакомства и исследования предъявляемых предметов, объектов ребенок по возможности должен получить максимально полную информациюоб объекте, с использованием всех сохранных анализаторов, включая осязание, о5оняние и вкус); в-третьих, воспринимаемые чувственно-наглядные образы, признаки предметов, явлений должны быть закреплены в слове.

Наилучшимсредством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальномобразовании является дидактический материал. Это средство обученияпредназначено для практической деятельности ребенка с расчетом на максимальновозможную степень самостоятельности. Его использование позволяет детям легчеусваивать учебный материал, он может быть подобран в наиболее полномсоответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

Дидактическийматериал, используемый в коррекционно-образовательном процессе, бываетпредметным, изобразительным и словесным.

Предметныйдидактический материал по мере продвижения по годам обучения становится все более отвлеченным, абстрактным, представляя собой в конце концов «материализованные абстракции», т. е. воплощенные в предметном материале наиболее общие, сущностныехарактеристики тех или иных объектов, предметов или их совокупностей, действийи операций с ними. Применение предметного дидактического материала вызываетживой интерес и обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, атакже формирование необходимых умений и навыков, устойчивого произвольноговнимания.

Изобразительныйдидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты) является болееабстрактным по отношению к предметному. Его применение способствует развитиюнаблюдательности и внимания, умению сравнивать, анализировать, выстраиватьлогическую последовательность. Нередко изобразительный дидактический материалиспользуется в целях формирования навыков установления определеннойпоследовательности тех или иных практических или речевых действий и др.

Словесныйдидактический материал — это раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, примерами, задачами, поручениями. Этот вид дидактического материала используется тогда, когда ребенок с отклонением в развитии начинает овладевать чтением и письмом.Словесный дидактический материал развивает самостоятельность, обеспечиваетвыбор оптимального уровня сложности задания и темпа его выполнения, позволяетрационально организовать индивидуальную самостоятельную работу. Этот виддидактического материала способствует развитию речи детей.

Изобразительныйи словесный дидактический материал нередко используется в качестве заменыотсутствующих у ребенка необходимых речевых средств или навыков письма. Так, при ответе на вопрос ребенок, не владеющий речью, может показать собеседникусоответствующую карточку со словом или предложением или соответствующуюкартинку, выложить из разрезной кассы цифр пример и его ответ.

Длябольшинства категорий детей с отклонениями в развитии овладение речьюпредставляет большую сложность. Связано это с тем, что многим из них необходимоне только понять значение слов, но и научиться их воспринимать на слух, а такжечетко и внятно произносить. Особенности восприятия речи, как правило, приводятк непониманию ими смысла обращенной речи, к искаженному воспроизведению слов.Для устранения возможных неточностей восприятия и предупрежденияпроизносительных ошибок довольно часто в практике специального обученияиспользуются средства словесной наглядности. К средствам словесной наглядностиследует отнести: записи, производимые на доске; нотированное письмо (указаниеорфоэпически правильного произношения); словарь, схемы речевых высказываний, размещенные на наборном полотне или фланелеграфе.

Для развитиямыслительных операций учащихся, создания представлений об объектах и явленияхокружающей действительности, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала особую значимость приобретаетиспользование такого средства наглядности, как моделирование. Подмоделированием понимается система действий по построению, преобразованию ииспользованию наглядно воспринимаемой системы (модели).

Достаточноширокое использование в системе специального образования получили техническиесредства обучения (ТСО). Применение их играет важную роль длякоррекции и компенсации недостатков развития детей.

К ТСОотноситсяаппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения изакрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала. ИспользованиеТСО позволяет: знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, развитии; выделить в сложном отдельные компоненты, раскрыть их взаимосвязь; рационально использовать учебное время; обеспечивать наглядность обучения; создавать действенные мотивы к получению знаний, а также к использованию их впрактической деятельности.

В настоящеевремя в системе специального образования технические средства используютсядовольно эффективно и подчас без их применения вообще не представляетсявозможным организовать учебно-воспитательный процесс.

В ходеорганизации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуалыиыесредства: кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы и др.; а такжесредства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающая аппаратураиндивидуального и коллективного использования (при обучении лиц с нарушениемслуха), лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания ниткив иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения (длялиц с нарушениями зрения). Более подробно остановимся на некоторых из них.

Статическиеэкранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы и др.), демонстрируемыес помощью разнообразной проекционной аппаратуры, используются с цельюактивизации процесса восприятия учащимися учебного материала. При этомвозможны: всестороннее рассмотрение предмета изучения; увеличение изображения внесколько раз; демонстрация изучаемого объекта или явления действительности втечение такого времени, какое требуется для осмысления, обобщения, и в тойпоследовательности, которая соответствует логике изложения учебного материала.

В практикеобучения детей, имеющих особенности развития, используются разнообразные аудио-и аудиовизуальные средства. Способы и варианты их применения в учебном процессешироки и многоаспектны. Визуализация (возможность видеть) речи, доступная прииспользовании технических средств, преобразовывающих поступающие в аппаратыречевые сигналы в различного рода изображения: динамические графики, и т.д., позволяет не только определить характер дефекта, но ииспользовать данную аппаратуру для отработки правильного произношения.

В обученииразличных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все ширеприменяется новое мощное и многообещающее средство — персональные компьютеры(ПК).

В отличие отмассовой системы образования ПК является в специальном образовании эффективнымсредством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особыхобразовательных потребностей обучающихся.

Одной изосновных целей применения компьютеров в коррекционно-образовательном процессеявляется ориентация на наиболее полное использование тех физическихвозможностей, которые имеются у детей. Это относится к такимустройствам ввода и вывода данных, которые рассчитаны на сохранные анализаторы.Для этих целей разрабатываются и создаются специальные устройства, позволяющиелицам с отклонениями в развитии работать с компьютером в режиме, отличающемсяот обычного, например вводить информацию при помощи речи, движения глаз(благодаря созданию детектора, управляющего движением глаз) или простоприкасаясь к экрану монитора (благодаря использованию специальной сенсорнойтрубки). Это расширяет возможности обучения лиц с тяжелыми и сложныминарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с комбинированныминарушениями. При обучении слепых используются компьютеры, оснащенныедополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатиина клавишу с буквенным или цифровым обозначением услышать, какая клавишанажата, и в случае обнаружения ошибки внести соответствующие исправления; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля.

Опытиспользования компьютерной техники в специальном образовании позволяет говоритьо значительных положительных результатах, касающихся как учебной деятельности, так и коррекции многих психофизических особенностей развития.

 

ТЕМА 4. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Задание 3. Особенности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства таких детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.