Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.2001 г. № 000-1 (с изменениями и дополнениями).






В документе регламентированы вопросы специального (коррекционного) образования.

Статья 5 п.1 содержит государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в частности, возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Статья 5 п.6 гарантирует создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации граждан с отклонениями в развитии.

Особое внимание следует обратить на статью 17 Закона, в которой содержатся требования к реализации образовательных программ, в частности, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Данные программы, как следует из текста Закона, «разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников».

Статья 50 п.10 содержит указание на то, что «для детей и подростков с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество».

Особо оговорено, что право органов управления образованием направлять детей в указанные образовательные учреждения только с согласия родителей

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года № 000-1 (в ред. Федеральных законов от 01.01.2001 г., от 01.01.2001, от 01.01.2001, от 01.01.2001, от 01.01.2001).

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические принципы психиатрической помощи в Российской Федерации:

· В статье 1 содержатся понятия психиатрической помощи и принципы ее оказания.

· Статья 4 закрепляет принцип добровольности обращения за психиатрической помощью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь, оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

· В статье 5 раскрываются права лиц, страдающих психическими расстройствами – они обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. Не допускается ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

· В статье 6. «Ограничение выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности» регламентируется периодичность (не реже одного раза в пять лет) пересмотра Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности с учетом накопленного опыта и научных достижений.

· Статьей 7. «Представительство граждан, которым оказывается психиатрическая помощь» предусматривается:

- приглашение гражданином при оказании ему психиатрической помощи по его выбору представителя для защиты его прав и законных интересов;

- осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законе порядке недееспособным, законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), а в случае их отсутствия – администрацией психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения;

- защита прав и законных интересов гражданина может осуществляться адвокатом и порядок его приглашения и оплаты услуг.

· Статья 8 запрещает требование сведений о состоянии психического здоровья гражданина либо обследовании его врачом-психиатром.

· Статья 9 гарантирует сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи.

· Статья 11 оговаривает проведение лечения лица, страдающего психическим расстройством только после получения его письменного согласия, за исключением случаев применения принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, а также при недобровольной госпитализации.

· Статья 12 «Отказ от лечения» закрепляет право лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 статьи 11 настоящего Закона.

· Статья 13 предусматривает принудительные меры медицинского характера.

· Статья 16 раскрывает виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством (в т. ч. обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами). Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство:

- организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

- устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;

- применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;

- создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;

- принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.

· Статья 20 устанавливает:

- профессиональные права и обязанности врача-психиатра, иных специалистов и

медицинского персонала при оказании психической помощи;

- исключительное право врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров на установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо для дачи заключения для рассмотрения этого вопроса;

- предварительный характер заключения врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица и не является основанием для решения вопроса об ограничении их прав и законных интересов.

· Статья 21 устанавливает независимость врача-психиатра в своих решениях при оказании психиатрической помощи.

· В статье 23 раскрываются цели медицинского переосвидетельствования, указывается обязательность проведения таких освидетельствований или профилактических осмотров только по просьбе или с согласия обследуемого, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет – по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного недееспособным – по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суде. Однако, психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психиатрического расстройство, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, т. е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Кроме того, психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением.

· Статья 24. «Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя».

В случаях, предусмотренных п. «а» части 4 и частью 5 статьи 23 настоящего закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно.

· Статья 26 раскрывает виды амбулаторной психиатрической помощи. Так, консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет – по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя. Диспансерное наблюдение же может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством или его законного представителя и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.

· Статья 28 регламентирует основания для госпитализации в психиатрический стационар. Одним из них является наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановления судьи. Несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его родителей или иного законного представителя. Лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суде.

 

· Статья 45 устанавливает, что контроль за деятельностью федеральных психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000, от 01.01.2001 г. № 000, от 01.01.2001 г. № 49).

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (с ограниченными возможностями здоровья).

В разделе «Общие положения»:

· определяются реализуемые образовательные программы в зависимости от вида учреждения;

· возлагается ответственность за жизнь воспитанников, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта, создание условий для обучения, воспитания, лечения, специальной адаптации и интеграции в общество.

В разделе «Организация деятельности коррекционного учреждения» оговорены условия регистрации, лицензирования, аттестации и аккредитации учреждения, а также предельная наполняемость классов и групп.

Организация образовательного процесса (в т. ч. трудовое обучение), выдача документов об окончании коррекционного учреждения прописаны в разделе «Образовательный процесс».

Типовое положение определило участников образовательного процесса, систему управления, имущества и средства.

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 01.01.2001 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Документ является методическим разъяснением специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, уровня реализуемых образовательных программ в каждом виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В письме содержатся указания о целях создания специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, направлениях деятельности, сроках обучения детей, аттестации учащихся, условиях комплектования подготовительного класса, наполняемости классов.

5. Приказ Министерства образования РФ (Минобразования России) от 01.01.2001 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Представлен базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Предлагаются I вариант, II вариант по усмотрению образовательного учреждения.

Приложена пояснительная записка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.