Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марсий. 1776 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.






В древнегреческой мифо­логии сатир Марсий, до­стигший мастерства в игре на флейте, вызвал на музыкальное состяза­ние Аполлона. Бог побе­дил Марсия и в наказание за дерзость содрал с него кожу. Привязанный Апол­лоном к дереву, герой из­гибается, стремясь осво­бодиться, каждая мышца его тела напряжена. И хотя самих пут не вид­но, зритель чувствует, как они сдерживают порыв Марсия к свободе.

ПАМЯТНИК ПЕТРУ I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В 1764 г. русский посол при фран­цузском дворе князь Дмитрий Алек­сандрович Голицын получил от им­ператрицы Екатерины II необычное для дипломата задание: найти во Франции скульптора, достойного создать памятник Петру Великому. По совету знаменитого философа и писателя Дени Дидро, большого знатока и любителя искусств, выбор российского двора пал на скульп­тора Этьена Мориса Фальконе.

В 1766 г. Фальконе прибыл в Пе­тербург с девятнадцатилетней по­мощницей Мари Анн Колло (1748— 1821), ставшей его соавтором (она выполнила голову статуи Петра). Вот что писал скульптор о своей будущей работе: «Монумент мой будет прост... Я ограничусь только стату­ей этого героя, которого я не трак­тую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо по­казать людям».

Как всякое официальное произ­ведение искусства XVIII столетия, памятник Петру должен был нести символический смысл. Согласно объяснениям того времени, императора следовало изобразить «стремящимся быстрым бегом на крутую гору, составляющую основа­ние, и простёршим правую руку к своему народу». Гора здесь обозна­чает «трудности, понесённые Пет­ром», а прыжок коня — «скорое те­чение дел его».

Нетрадиционную для классиче­ского конного монумента компози­цию со вставшим на дыбы конём технически было трудно выполнить. Но скульптор нашёл способ сделать её устойчивой: помимо двух оче­видных опор памятника — задних ног коня — здесь есть и третья, скрытая: его хвост соприкасается с извивающимся под копытами зме­ем — символом зла.

В 1782 г. памятник был установ­лен на Сенатской площади, выходящей на берег Невы. С разных сто­рон фигура всадника открывается по-разному. Если смотреть на него с набережной, кажется, что конь вот-вот спрыгнет с постамента. При взгляде со стороны Исаакиевского собора он, напротив, выгля­дит гораздо более устойчивым, а рука Петра простёрта над крыша­ми зданий на противоположном берегу реки.

Столь же необычным был и по­стамент. Знаменитый «Гром-камень» своей природной мощью и

шероховатостью фактуры симво­лизировал «дикую Россию», кото­рую, как скажет потом Пушкин, Пётр «поднял на дыбы». Этот ка­мень нашли недалеко от Петербур­га и привезли с помощью специаль­но придуманных приспособлений. По просьбе Екатерины II поэт Гаврила Романович Державин со­ставил несколько вариантов надпи­си на постаменте. Императрица выбрала лаконичную фразу на ла­тыни: «Petro Prima Catharina Secunda» и по-русски: «Петру Первому Екатерина Вторая».

Этьен Морис Фальконе, Мари Анн Колло.

Памятник Петру I («Медный всадник»).

Гг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.