Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация внеаудиторной работы со студентами. Куратор. Тьютор.Воспитательное пространство в профес становлении специалиста.






Вуз служит не только местом передачи специ­альных знаний, но и является благоприятной сре­дой становления личности студента, обеспечивает его дальнейшую адаптацию в системе профессио­ нальной деятельности и в окружающем мире. Про­фессиональная культура, основанная на общей культуре личности, способствует формированию личностно значимой систе­мы профессиональных ценностей, обретению инди­видуального стиля в выбранной профессиональной деятельности; - построению в процессе деятельности систе­мы коммуникативных отношений (межличностных и деловых) в соответствии с принятыми нормами культуры общения; - развитию мотивации и потребности в про­должении общекультурного развития, профессио­нально-личностного совершенствования; - формированию технологической культуры деятельности. Педагог может помочь студенту обрести ценностно­ смысловые ориентиры и сформировать свое куль­турно-образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование профессиональной культуры. Студенчество - это важнейший период становле­ния личности в целом, он характеризуется наивыс­шей социальной активностью и достаточно гармо­ничным сочетанием интеллектуальной и социаль­ной зрелости, это пора сложнейшего структуриро­вания интеллекта, которая очень индивидуальна и вариативна. Внеаудиторная деятельность студентов - лю­бая деятельность, осуществляемая во внеучебное время, не связанная с учебными планами аудитор­ных занятий и направленная на формирование и развитие профессионально значимых качеств, спо­собствующая их личностному развитию, расшире­нию и углублению профессиональных знаний, уме­ний и компетенций. Внеаудиторная работа преподавателя - дея­ тельность, осуществляемая во внеучебное время, направленная на профессионально-личностное раз­ витие, самообразование, самосовершенствование как студентов, так и самих преподавателей вуза, принимающих участие в этой деятельности.

формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия, имеющие профессионально­ педагогическую направленность системы: мастер-классы, олимпиады, конкурсы, ин­теллектуальные, подвижные, интерактивные игры и турниры, фотоконкурс и др.в рамках некоторых видов внеаудиторной деятельности могут наблюдаться различные уровни самостоятельности студентов. Так, при проведении массовых, длительных меро­приятий (дни факультета, предметная неделя, сту­денческая конференция, предметная олимпиада и т. д.) возникает необходимость в общем руководстве и координации деятельности со стороны преподава­телей. При этом отдельные мероприятия могут ор­ганизовываться студентами под наблюдением или при отсутствии руководства со стороны преподава­телей. Кроме того, виды внеаудиторной работы не определяются жестко достигнутым уровнем актив­ности и самостоятельности студентов. Для студен­тов, занимающихся внеаудиторной деятельностью самостоятельно, могут быть организованы управ­ляемые или регулируемые педагогом виды деятель­ности (педагогическая студия, мастерская, мастер­ класс и т.д.).. создаются условия для проявления ин­дивидуальности, самопознания, саморазвития, са­мораскрытия и самоутверждения.


Институт кураторов является ключевой структурой в системе воспитательной работы вуза, реализующий программу воспитания студенчества с целью формирования у учащихся активной социальной позиции, гражданского самосознания, развития общей культуры и профессионально-трудовых навыков.

В своей работе куратор руководствуется Уставом университета, Положением о кураторе учебной группы, Положением о студенческом общежитии, Правилами поведения обучающихся и другими нормативными документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в вузе.

Куратор в высшем учебном заведении это преподаватель-воспитатель, который не только наблюдает за обучением студентов, но и активно вовлекает их в воспитательно-образовательный процесс, используя систему взаимоотношений, основанную на сотрудничестве и партнерстве.

Одна из главных задач куратора - помочь студентам 1 и 2 курсов быстро и безболезненно адаптироваться к студенческой жизни, научиться ориентироваться в своих правах и обязанностях, познакомиться с организацией учебного и внеучебного процесса в вузе, сплотить коллектив и создать благоприятный микроклимат в группе.

Куратор соединяет в себе несколько социальных ролей, он - организатор, социолог, тренер, гид, режиссер. Куратор знакомит первокурсников с местом их учебы, проживания, с городом, знакомит с традициями факультета и университета в целом. В его задачи входит диагностирование и выявление тех или иных трудностей студенческой адаптации, он оказывает помощь группе в период подготовки к мероприятиям как организатор и постановщик, создает условия (проводит тренинги, семинары, игры, беседы) для формирования здорового микроклимата в коллективе.

,

.

круг обязанностей куратора достаточно обширен:

· разъяснение структуры вуза, системы обучения и традиций учебного заведения;

· проверка текущей успеваемости;

· проведение индивидуальных бесед с каждым студентом группы с целью ознакомления с его интересами, социальными условиями, состоянием здоровья, семейными условиями, мотивации к обучению и т.п.;

· контроль выполнения учебного графика;

· организация встреч преподавателей с отстающими студентами;

· контроль за выполнением текущих заданий;

· оповещение родителей об итогах успеваемости и общественной деятельности студентов;

· оказание помощи отстающим студентам;

· представление на кафедру и в деканат конкретных предложений по поощрению хорошо успевающих студентов и принятию мер в отношении студентов с низкой успеваемостью.

В свою очередь куратор совместно с заведующим кафедрой и заместителем декана факультета участвует в решении таких вопросов, как:

· назначение стипендий;

· представление студентов к установленным в университете формам поощрения или взыскания;

· отчисление, восстановление, перевод студентов на другие специальности;

· поселение в общежитие;

· предоставление академических отпусков и перевод на повторное обучение;

· распределение студентов на производственную практику и молодых специалистов на работу;

· перевод на индивидуальный график обучения;

· рекомендации к обучению за рубежом и поступление в аспирантуру.

·

Куратор организует взаимодействие студентов, объединенных в группу, следит за посещаемостью, соблюдением дисциплины и своевременной сдачей экзаменов. Куратор обычно работает с группой и не нацелен на исследование личных особенностей и профессиональных склонностей студента.

тьютор – это куратор, педагог-психолог, конфликтолог, правовед, менеджер, друг и помощник студента на пути личностного становления и профессионализации.
Базовая функциональная обязанность тьютора – создание избыточной образовательной среды для тьюторанта, с целью выработки уникальной индивидуальной образовательной траектории, постоянно уточняющейся и корректирующейся. Итог работы тьютора и тьюторанта состоит в организации процесса индивидуализации и совершении последним профессионального выбора.
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Причем надо отметить, что тьютор работает с установкой на будущее, студент для тьютора – человек — «будущего». Именно в этом выражена индивидуализация образования, что отличается от индивидуального подхода, суть которого опора на человека «реального». Тьютор – это посредник между традиционным педагогом и студентом. Он анализирует интересы и проблемы тьюторанта, отслеживает, что в учебной программе даётся с трудом, а к чему есть способности и интерес. Тьютор помогает наладить отношения с однокурсниками, направит и объяснит, как удачнее развить тему эссе, написать сочинение.
Тьютор помогает тьюторанту сформулировать учебные и профессиональные интересы, исследовать ресурсы, а в итоге – найти своё призвание. Например, студент не может усвоить тему дисциплины «Финансовый менеджмент», преподаватель объясняя и видя низкие результаты по самостоятельным работам, может обратиться к тьютору за поддержкой. В своё время тьютор, спросит студента: «Что могло бы помочь тебе разобраться в сложной для тебя теме?» Ответ студента может быть связан, как с отсутствием интереса к предмету, так и со сложностью стиля преподавания. И то и другое затрудняет процесс обучения студента, но тьютор может помочь студенту облегчить освоение предмета, поднимая уровень осознанности относительно необходимости данного предмета или конкретных знаний, встроить в индивидуальную программу те дисциплины или практикоориентированные формы обучения, которые помогут студенту и повысят интерес к обучению и улучшат результат.
Тьютор помогает разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее.
Тьютор – он помогает студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности. Тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.