Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие международного менеджмента в России






 

Российские компании вступили в международную конкуренцию на мировых рынках относительно недавно. В советский период плановой экономики в стране была государственная монополия на внешнюю торговлю. При этом продавцами и покупателями на мировом рынке от имени государства выступали специализированные внешнеэко­номические объединения, организованные по отраслевому признаку. В каждой отрасли народного хозяйства суще­ствовали такие специализированные организации, которые занимались закупками импортной продукции для нужд отечественных предприятий и населения, а также осущест­вляли экспорт продукции, произведенной на отечественных предприятиях. Положительным было единство внешнеэко­номической политики всего государства. Отечественные предприятия не конкурировали на мировом рынке между собой. Их главной задачей было достижение плановых показателей производства экспортируемой продукции. Предприятия не имели собственной заинтересованно­сти в работе на международных рынках, так как не имели доступа к валютным средствам, получаемым от экспорт­ных операций, поскольку валютные расчеты также были монополией государства. В целом внешнеэкономическая деятельность Советского Союза в масштабах государства была достаточно эффективной и профессиональной.

Вме­сте с распадом Советского Союза началось вхождение в международный рынок отдельных российских компа­ний. Закон о либерализации ВЭД, позволивший предпри­ятиям самостоятельно выходить на внешний рынок для продажи и покупки товаров и услуг, был одним из самых первых законов нового государства – Российской Федера­ции. Предприятия получили такую возможность, но у них не было опыта работы на рынке, причем не только на меж­дународном, но и на внутреннем. Это заведомо поставило их в невыгодные условия по сравнению с зарубежными конкурентами, имеющими огромный опыт рыночной работы и солидную деловую репутацию. У российских компаний не было собственной репутации. Была репутация государства, которое перестало существовать, но собствен­ную репутацию предстояло еще заработать, а на это требо­валось время.

Любая национальная компания может рассчитывать на успех на международном рынке только в том случае, если доказала свою состоятельность и достигла успеха на своем внутреннем рынке. Многие российские компании учились работать и на внутреннем, и на внешнем рынке одновременно. Это, прежде всего, компании-производители сырьевых товаров традиционного российского экспорта.

Участники международного рынка по опыту и пока­зателям работы поставили российские компании на одну ступень с компаниями развивающихся стран. Они также базируются в своей стране и на рынке выступают в основ­ном как экспортеры. Главной проблемой для таких ком­паний становится переход от обеспечения относительного преимущества к конкурентному преимуществу и далее к ключевым компетенциям. Большинство компаний, бази­рующихся в развивающихся странах, а также российские компании выходят на международный уровень через экс­порт ресурсов, трудоемких товаров и товаров неэкологи­ческих производств. Экспорт идет в основном в промышленно развитые страны, испытывающие дефицит сырьевых ресурсов. Расширение своей деятельности на международ­ных рынках такие компании обычно осуществляют через поставки в соседние страны со схожими условиями по фак­торам производства.

Переход к более высокому уровню интернационализа­ции российских компаний требует создания своих особых стратегий. Если их товары или услуги, методы и способы производства и управления не будут иметь существенных отличительных характеристик и не будут создавать уни­кальной потребительской ценности, то выйти на большин­ство иностранных рынков им будет практически очень трудно, а иногда и невозможно. В то же время российским компаниям следует расширять свои цепочки ценности и включать в них международное распределение товаров и услуг, т.е. создавать глобальные каналы сбыта; маркетинг; получать доступ к глобальным ресурсам, создавать и укре­плять глобальную товарную марку. Значительное конку­рентное преимущество получат лишь компании, которые создадут товарные марки, вызывающие неизменную благо­склонность потребителей и желание опробовать их новые продукты, а также обеспечат себе доступ к важнейшим каналам сбыта во всем мире и научатся быстро распростра­нять через них свои продукты. Со временем такая компания должна будет стать инновационной, создающей уникаль­ные потребительские ценности, а не просто новые товары и услуги. И это позволит ей выйти на самые современные рынки и занять там лидирующие позиции. В этом главные задачи международного менеджмента российских компа­ний, если они хотят эффективно действовать на мировом рынке. Для решения таких задач потребуются новые зна­ния, технологии и модели бизнеса.

Но реальность настоящего состоит в том, что россий­ские компании в международном менеджменте не продви­нулись пока дальше внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, следует помнить, что российским компаниям нужно искать прибыльность в своей стабильной уникаль­ности, а соображения географического охвата должны рас­сматриваться в свете этого основного обязательного усло­вия. Интернационализация компании только потому, что «компания обязана иметь мировой статус», когда реальная структура не дает оснований к этому, лишь приводит к про­блемам, часто серьезным, таким как постоянная реструктуризация, хроническое отсутствие прибыли от междуна­родных операций. Надо учитывать, что компания может находиться в ситуации, когда лучше не интернационализи­роваться и сохранять прибыль, чем расти за рубеж, разру­шаясь. Перед тем как выходить на международный уровень, компания должна составить ясное видение, согласующееся с ее стратегией и реальным положением.

Компании, оценившие свои силы и принявшие реше­ние осуществлять ВЭД, должны также знать, что наилуч­шие возможности для своих международных стратегий промышленно развитые страны открывали на емких или быстро растущих региональных рынках. Хотя экспорт в промышленно развитые страны дает относительно ста­бильное преимущество, для создания эффективных каналов сбыта необходимо обязательно получить доступ на емкие и быстро растущие рынки развивающихся стран.

Дальнейшее внешнеэкономическое развитие компании и переход ее к работе на глобальном рынке возможен при создании компаниями следующих ключевых компетенций:

· создание уникальной потребительской ценности;

· глобальное опережение – очень быстрый выход на глобальный рынок;

· выход на перспективные (емкие и быстрорастущие) рынки и завоевание там лояльности потребителей;

· благожелательное отношение потребителей через создание глобальной товарной марки и последующего ее расширения;

· доступ к важнейшим каналам сбыта в глобальном масштабе.

Это очень непростой путь, требующий значительных затрат всех видов ресурсов, высокопрофессионального менеджмента и ориентации компании на инновационное развитие. К сожалению, в настоящее время на междуна­родном рынке работают в основном сырьевые российские компании (около 70% российского экспорта носит сырье­вой характер). Сырьевые компании меньше других заин­тересованы в инновационном развитии, поскольку сырье во всем мире становится все более дефицитным, и спрос на него будет только расти. А вот запасы его, напротив, будут сокращаться и истощаться, что составляет основную угрозу деятельности сырьевых компаний, а также эконо­мике страны, зависящей от сырьевого экспорта.

Президентом РФ обновлена Концепция государственной политики России в сфере содействия международному развитию. Этому способствует Указ Президента РФ от 20.04.2014 N 259 «Об утверждении Концепции государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию»[4].

Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики России в сфере содействия международному развитию, а также на приоритеты и формы оказания иностранным государствам технической, финансовой, гуманитарной и иной помощи.

Согласно Концепции среди глобальных задач России в данной сфере:

- влияние на общемировые процессы в целях формирования стабильного и справедливого миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права и партнерских отношений между государствами;

- укрепление позитивного восприятия России и ее культурно-гуманитарного влияния в мире.

В перечне задач регионального уровня:

- содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ;

- формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, уменьшение потенциальных очагов напряженности, незаконного оборота наркотиков, международного терроризма и организованной преступности в прилегающих к РФ регионах.

Можно привести слова Президента РФ в его послании Федеральному собранию на 03.12.2015 г: «Мы заинтересованы в широком деловом сотрудничестве с зарубежными партнёрами, приветствуем инвесторов, которые нацелены на долгосрочную работу на российском рынке, даже несмотря на текущие, не всегда простые обстоятельства. Высоко ценим их благожелательное отношение к нашей стране, к тем преимуществам, которые они видят здесь для развития своего дела. Чтобы открыть дополнительные возможности для наращивания экономических связей с Россией, наша страна участвует в интеграционных процессах.

Мы уже вышли на качественно новый уровень взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, создано единое пространство со свободным движением капиталов, товаров, рабочей силы. Достигнута принципиальная договорённость о сопряжении евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономического пояса Шёлкового пути». Создана зона свободной торговли с Вьетнамом. В следующем году в Сочи проведём саммит Россия–АСЕАН и, уверен, сможем выработать совместную взаимовыгодную повестку сотрудничества.

Предлагаю вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнёрства. Вместе наши государства составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности. Такое партнёрство на первоначальном этапе могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов. Естественно, что это партнёрство должно строиться на принципах равноправия и учёта взаимных интересов»[5].

 

***

Развитие международного менеджмента для России актуально по следующим причинам:

§ нарастание процессов мировой глобализации,

§ расширение интеграционных процессов во Всемирной Торговой Организации,

§ создание единого экономического пространства в рамках СНГ,

§ углубление международного сотрудничества в рамках Евразис,

§ активизация интернационализации хозяйственной жизни,

§ постоянное увеличение числа участников внешнеэкономических связей,

§ рост разнообразия форм международного бизнеса,

§ усиление взаимного влияния и экономической взаимозависимости стран,

§ либерализация рынков и ускорение экономического развития,

§ унификация культуры и формирование единой мировой культуры.

Кроме того, в последние годы получили широкое распространение многочисленные формы совместной деятельности партнеров из разных стран, в РФ появились предприятия с участием иностранного капитала, открываются представительства, филиалы, зависимые дочерние фирмы российских предприятий за рубежом. Отдельные российские компании становятся крупными компаниями международного значения.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется сущность ВЭД?

2. Каковы основные функции ВЭД?

3. Каковы основные виды ВЭД, имеющие возмездный харак­тер?

4. Назовите современные условия, в которых функционирует миро­вое хозяйство.

5. Какой критерий положен в основу современной класси­фикации стран мира? Какие группы стран выделяют по данному критерию?

6. Раскройте структуру мирового хозяйства.

7. Дайте характеристику промышленно развитых стран.

8. Дайте характеристику развивающихся стран.

9. Дайте характеристику государств Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР, Россия и Китай

10. Определите прямые (общие) факторы, непосредственно влияющие на ВЭД субъектов предпринимательской деятельности.

11. Определите косвенные факторы, влияющие на ВЭД опосредовано через воздействие на процесс развития МЭО

12. Каковы общие черты международной коммерческой деятель­ности, присущие большинству зарубежных рынков?

13. Какова структура внешнеэкономического комплекса (ВЭК) России?

14. Какие формы ВЭД имеют наибольшее распространение в России?

15. Как осуществляется регулирование и контроль в сфере ВЭД на высшем государственном уровне?

16. Как осуществляется регулирование и контроль в сфере ВЭД на отраслевом уровне?

17. Каковы основные цели, задачи и инструменты внешнеэкономической по­литики государства?

18. Каковы методы регулирования ВЭД?

19. Раскройте нета­рифные (административные) меры регулирования внешней торговли.

20. Раскройте эко­номические методы государственного стимулирования экс­портного производства и развития экспортного потенци­ала.

 


[1] Лекция составлена на основе: Международный менеджмент: учебник для бакалавров / Е.П. Темнышова, М.А. Денисенко, А.К. Дубин [и др.]; под ред. Е.П. Темнышовой. М.: Изд-во Юрайт, 2015. Гл. 4.

[2] Трухачев В.И. Международный менеджмент: учеб. пособие / В.И. Трухачев, И.Н. Лякишева, О.А. Миргородская. Ставрополь: АГРУС, 2009. С.6-7.

[3] Узансы – сложившиеся в международной торговле и вексельном обращении обычаи, общепризнанные правила и деловые обыкновения.

[4] URL: Новые законы РФ. Указы Президента. Постановления. Нормативные акты. Контактная информация (дата обращения 12.11.2015).

[5] URL: Послание Президента - Президент России www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages (дата обращения 07.12.2015).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.